Вице-премьер Игорь Сечин проводит совещание за совещанием с представителями бизнеса. В прошлую субботу он встречался с представителями нефтяных и газовых компаний, которые просили о финансовой помощи. Вчера вице-премьер проводил совещание с российскими автопроизводителями. На этот раз встреча проходила на родине российского автопрома — в Тольятти, в рамках международной специализированной выставки-форума «Автопром. Автокомпоненты 2008». Со стороны власти помимо Сечина на совещании присутствовал замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Поддержку у них просили руководители КамАЗа, ЗИЛа, АвтоВАЗа, Sollers (бывшая «Северсталь-Авто») и группы ГАЗ. В совещании также принимали участие банкиры и металлурги.
Если бы не было беды
Если бы не было проблем в финансовом секторе, основной темой на повестке дня стояли бы меры по поддержке отечественного автопрома. Напомним, еще в мае Минпромторг направил на согласование в профильные министерства и ведомства пакет документов по поддержке российского автопрома. Среди них временное снижение импортных пошлин на дефицитные сорта стали и на плоский оцинкованный прокат, изменение системы взимания импортных пошлин на подержанные легковые автомобили (снизить возрастной порог с семи до пяти лет) и повышение ввозных пошлин на грузовые автомобили. Однако с наступлением финкризиса у автопроизводителей появились более серьезные проблемы. Как сообщил корреспонденту «Газеты» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин, главное, о чем просили автопроизводители Игоря Сечина, — это выделение кредита на пополнение оборотных средств. По мнению Коровкина, для этого потребуется около 100 млрд рублей. «Это небольшая сумма, если учесть, что нефтяным компаниям решено выделить $9 млрд», — считает Коровкин. Деньги АвтоВАЗу, ГАЗу, КамАЗу и Sollers могут быть выделены через банки, которым государство оказывает финансовую помощь, например, ВТБ или Сбербанк. Правда, на совещании, которое длилось несколько часов, конкретных результатов не достигли. Как заявил Игорь Сечин по его итогам, правительство в ближайшее время уточнит условия доступа представителей реального сектора к кредитным ресурсам. Не исключено, что речь идет об упрощении требований к заемщикам со стороны банков, тем более что многие автопроизводители жаловались, что банки стали чаще отказывать им в кредитах. «Я думаю, в ближайшее время в составе рабочей группы, с которой мы сегодня обсуждали этот вопрос, будут уточнены условия доступа к этим ресурсам представителей реального сектора. Реальный бизнес получит возможность активно работать для того, чтобы корректировать свои программы и продолжать выполнять свои производственные планы», — сообщил Игорь Сечин.
По словам источника в одной из компаний-автопроизводителей, еще во вторник все предложения от круга российских компаний были сформированы в единый список, который был направлен в ОАР и представлен уже непосредственно на заседании. А на прошлой неделе был проведен ряд совещаний.
ВАЗу — кредит, КамАЗу — лизинг
Дальше просьбы автопроизводителей разошлись. Так, ГАЗ и КамАЗ просили поддержать лизинговые компании, так как в лизинг продается до 55% коммерческого автотранспорта. Пока его не поддержали, ГАЗ уже скорректировал свою лизинговую программу на 2008 год в сторону уменьшения на 13%, а КамАЗ планирует сократить 10% сотрудников. Мера, которую просят принять автопроизводители, — профинансировать снижение ставок по лизингу через госбанки.
У АвтоВАЗа другие запросы. Президент компании Борис Алешин просил поддержать потребительское автокредитование. Сегодня средняя ставка по автокредиту составляет 16%, к тому же
Вы собираетесь в ближайшее время покупать новый автомобиль?
Александра Очирова, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике:
— Нет, не собираюсь. Потому что, во-первых, автомобиль уже есть, еще не сильно устарел и меня вполне устраивает. А во-вторых, потому что за этой темой вообще слежу не я: этим занимаются мой муж и моя дочь. В то время как я на машине только езжу.
Вячеслав Мамонтов, председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров:
— Нет, я этого делать не хочу. Потому что
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ:
— Точно не собираюсь. Потому что наши рекомендации по потребительскому поведению в условиях сложных экономических ситуаций именно к тому и сводятся, чтобы люди отложили все свои покупки, которые не являются предметами первой необходимости. А этим заветам следую в том числе и я. Если до того, как разразились всем известные проблемы в мире, я думал поменять свой старый автомобиль на новый, то теперь эти мысли отложил. Да и вообще, сейчас самое время заняться оптимизацией собственных расходов. Если раньше мы позволяли себе делать
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
— Да, причем собираюсь это сделать, несмотря на сложившуюся ситуацию. Потому что являюсь заядлым автомобилистом, и автомобиль для меня — не роскошь, а предмет первой необходимости. Соответственно, если у меня возникнут проблемы с финансами, то и сокращать я буду стараться другие расходы, но не расходы на автомобиль.
Андрей БИРЮКОВ, опрос подготовил Алексей СМИРНОВ