Банк милосердия
Фото: Stock.XCHNG

Несмотря на кризис, российские финансовые институты продолжают заниматься благотворительностью. Сегодня, 1 июня, человечество отмечает Всемирный день защиты детей. Помощь детям — особый вид благотворительности, позволяющий банкам увеличивать кредит доверия общества.

На официальном сайте UNICEF приводится печальная статистика: смертность среди детей в России в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы. Риск оказаться за чертой бедности у семей с детьми в нашей стране в среднем в три раза выше, чем у других категорий населения. Несмотря на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, число малышей, живущих в интернатных учреждениях, не сокращается. 730 тыс. российских детей (почти 3%) сегодня живут без попечения родителей, около 156 тыс. воспитываются в интернатах.

Все крупные российские банки занимаются благотворительностью, не сворачивая соответствующие программы в кризис. Прежде всего поддерживают малолетних сирот, детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, многим из которых требуется дорогостоящее лечение или сложные операции. Большинство кредитных организаций сотрудничают с ведущими отечественными благотворительными фондами, шефствуют над детскими домами и интернатами, финансируют покупку медицинского оборудования для больниц, оплачивают операции, в которых нуждаются малыши. Сбербанк сотрудничает с благотворительным фондом «Подари жизнь», Альфа-Банк является партнером фонда «Линия жизни». Собственные программы есть у Росбанка, ВТБ, Банка Москвы и многих других.

Незадолго до 1 июня несколько крупных банков объявили о новых совместных программах с платежными системами. Одной из целей программ станет отчисление средств на помощь детям. В частности, Сбербанк выпускает карту Visa совместно с фондом «Подари жизнь». На счет фонда будет направляться 0,6% от суммы каждой покупки (0,3% дохода банка от операций по картам и 0,3% от суммы покупки, списываемых со счета держателя в конце каждого месяца). Барклайс Банк совместно с MasterCard запустил карту World MasterCard. По этой программе оказывается финансовая помощь социально незащищенным детям и подросткам в приютах Москвы и Петербурга. В частности, 0,5% от транзакции, за счет доходов банка, будут уходить на благотворительность.

С 1 июня программу поддержки детей-сирот запускает «Уралсиб», который, в отличие от многих других кредитных организаций, будет оказывать финансовую помощь только за счет собственных средств. Банк решил направлять 0,3% от ежемесячного денежного оборота по оплате товаров и услуг картами Visa и MasterCard на проект Детского фонда «Виктория» «Дом для достойной жизни». С 31 августа «Уралсиб» станет отчислять в фонд 0,5% от месячного оборота. Собранные средства будут направлены на ремонт крыш, окон, санузлов и жилых помещений детских домов, устройство детских площадок, закупку мебели и оборудования в детские дома.

В первый день лета также стартует всероссийский благотворительный марафон «Ты не один», генеральным партнером которого является Райффайзенбанк. Собранные средства будут направлены в адрес программы помощи слепоглухим детям, реализуемой UNICEF.

Такая благотворительность для банков — не просто способ поддержания достойной деловой репутации или проявление элементарного человеческого сострадания и милосердия. Это еще и возможность установления по-настоящему доверительных отношений с обществом. В России на бытовом уровне существует неприязнь к богатым людям, вне зависимости от того, каким образом они заработали свой капитал. Однако именно серьезные финансовые возможности позволяют крупным компаниям и банкам дать нуждающимся детям то, чего им не могут дать ни рядовые граждане, ни даже порой государство. Такая помощь делает банки ближе к людям в прямом смысле слова.

Россияне, согласно социологическим опросам, очень позитивно относятся к благотворительности. По данным ВЦИОМ, благотворительной деятельностью готовы заниматься 47% россиян. Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики в рамках мониторинга состояния гражданского общества в России выяснил, что почти треть населения (32%) за последние два-три года несколько раз добровольно и безвозмездно трудилась на благо других людей (не членов семьи и не близких родственников). Еще 9% россиян делают это постоянно. При этом чаще всего россияне ведут свою добровольческую деятельность в одиночку. Об этом свидетельствуют ответы 37% опрошенных. По месту своей работы этим занимаются 7% россиян.

Получается, что запрос на благотворительность в обществе намного выше, чем реальная вовлеченность людей в помощь нуждающимся. И банки своими благотворительными акциями, таким образом, напрямую удовлетворяют общественные чаяния. Еще один важный аспект помощи банков детям — ее очевидная бескорыстность. Воспитанники детских домов или больные дети не являются клиентами банков и вовсе не обязательно станут таковыми в будущем. Однако защищая детей, и не только в праздник, банки доказывают, что общечеловеческие ценности для них не менее важны, чем показатели прибыли или расширение клиентской базы. А у детей появляется надежда на более счастливую жизнь.

Наталья РОМАНОВА, Banki.ru