Автосалоны сбрасывают карты
Фото: Inmagine.com

Банковские карты все больше входят в нашу жизнь, многим нравится расплачиваться пластиком в магазинах. Однако делать это можно не везде. В частности, не стоит пытаться оплатить карточками покупку машины в автосалоне — их практически нигде не принимают.

Согласно недавнему опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), примерно 18% держателей карт хранят на пластике свои сбережения. Это удобно и доступно, и деньги всегда под рукой независимо от того, мелкую или крупную покупку решено сделать.

В некоторых случаях, когда выбранный товар весьма дорог, нести с собой в магазин большое количество наличных небезопасно, вот тут и может пригодиться карта. Как выяснил портал Банки.ру, с ее помощью можно без комиссии оплатить покупку дорогой мебели (это подтвердили в торговом центре «Три кита»), антиквариата (об этом рассказали в салонах «Арт Антик» и «Элит Антик») и драгоценностей (в салоне — дистрибьюторе ювелирных украшений Van Cleef & Arples).

Но приобрести с помощью карты такую нужную вещь, как автомобиль, сегодня в России весьма проблематично. В большинстве дилерских центров компании «Автомир» оплатить выбранную машину картой нельзя. Сотрудники отделов продаж предлагают другие варианты: либо оплату наличными, либо расчет путем банковского перевода со счета покупателя на счет компании (без комиссии). А вот с карточкой, увы, проблемы. Единственное, что можно сделать, это снять с нее наличные в местном банкомате и потерять на этом приличную сумму на комиссии.

Есть у «Автомира» несколько магазинов, где карту все-таки могут принять. Однако это делается через снятие наличных в кассовом узле банка, находящемся в автосалоне. Покупателю все равно придется уплатить комиссию в размере 1,75% от суммы трансакции. Так, при покупке джипа Suzuki Grand Vitara стоимостью 989 тыс. рублей комиссия составит более 17 тыс. Конечно, не такая большая сумма по сравнению с почти миллионом, но все-таки деньги, и приличные.

В салонах Musa Motors тоже не ждут покупателей автомобилей с банковскими карточками. «По карте вы можете оплатить запчасти, страховку, дополнительную комплектацию, но машину — нет, — сообщили в отделе продаж. — За автомобиль мы принимает оплату либо наличными, либо безналичным банковским переводом». В автосалоне «Mitsubishi на Коломенской» поначалу бодро сообщили, что заплатить пластиком можно, однако, как выяснилось, тоже только за страховку или запчасти. В компании «Алан Авто», являющейся официальным дилером автомобилей АвтоВАЗа, также не принимают карты…

«Какое-то время назад в автосалонах можно было платить картой, — рассказали в отделе продаж одного из дилерских центров «Автомира». — Но было очень много случаев, когда за машину расплачивались мошенники с использованием поддельного пластика или ворованными картами. Поэтому сейчас большинство официальных автодилеров не работает с карточками. Ну, разве что у кого-то из «серых» дилеров есть такая услуга».

Похоже, автомобильный мир не очень-то стремится вообще дружить с банковским пластиком — даже специализированные «автомобильные» кредитные организации. В Тойота Банке и БМВ Банке, например, не выпускают кредитные карты, а только выдают автокредиты.

Как отмечают в Юниаструм Банке, автосалонам действительно не всегда хочется связываться с пластиком по причине высоких рисков оспаривания операций. Но это не единственная причина. Салоны не всегда готовы платить комиссии за эквайринг.

«Если клиент рассчитывается за товар банковской картой, то продавец уплачивает комиссию за услуги эквайринга банку-эквайеру, — объясняет член правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — И совершенно очевидно, что чем дороже покупка, тем большую сумму придется заплатить продавцу, поскольку это процент от стоимости товара, оговоренный с банком-эквайером. Поэтому автосалонам невыгодно, чтобы за такую достаточно дорогостоящую покупку, как автомобиль, покупатель расплачивался картой».

В Банке Москвы заметили, что за каждую трансакцию по карте автосалон должен перечислить банку — владельцу платежного терминала от 0,8% до 1,5% от ее суммы. И безусловно, далеко не каждый дилер будет тратить такие деньги из своего кармана — он попытается переложить это бремя на плечи покупателей машин.

«В связи с этим очевидно, что подобная форма оплаты невыгодна автосалонам и они ориентируют клиентов на оплату другими способами, — резюмирует вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев. — К примеру, если покупателю не хочется вносить за автомобиль наличные, он может перечислить средства безналичным путем при помощи любого банка, обслуживающего физических лиц».

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru