Наличные похождения
Фото: Stock.XCHNG

Мы отобрали банки, имеющие минимум 300 кэш-машин (АТМ). Вооружившись дебетовой карточкой, «Ф.» протестировал их и составил рейтинг исходя из возможностей каждого банкомата.

По каким критериям оценивались кэш-машины? Чем больше функций включает меню банкомата, тем выше его место в таблице. За каждую опцию (скажем, погашение кредита или оплата услуг сотовых операторов) присваивался один балл. Из банков, набравших одинаковое количество баллов, побеждал тот, у кого больше договоров с компаниями — в частности, c интернет-провайдерами, телевизионщиками, мобильными операторами. Удобство навигации, дружелюбность меню, привлекательность дизайна — также важные аспекты. Однако из-за присущей им субъективности они не повлияли на позиции банков в рейтинге. Безусловно, один и тот же банк может иметь разные по функциям АТМ. «Ф.» старался проложить маршрут по наиболее совершенным аппаратам — опробовать их лично и пообщаться с другими держателями карт.

Снятые неудачи

Над кэш-машиной Собинбанка в торговом центре «Экстрим» почему-то висит ярко-красный плакат с надписью «День сурка». Молодой человек, стоявший у банкомата, посчитал это символичным. «Точнее не придумаешь. Дежавю, — жалуется он, разговаривая по мобильному телефону. — Вторые сутки подряд банкоматы создают мне головную боль. Вчера оплачивал услуги «Скайлинк» через «Райффайзен»: чек об успешном завершении операции получил, а деньги до сих пор не поступили. Сегодня снимал тысячу рублей в «Альфе»: на экране читаю, что транзакция выполнена, а купюры так и не дождался. Надеюсь, хоть здесь все нормально будет».

Двадцать минут ожидания, в течение которых молодой человек «мучил» банкомат, дались мне с трудом: не спасали ни капучино из кофейного аппарата напротив, ни энергичная музыка из наушников. Недавний опыт «общения» с кэш-машинами явно вывел гражданина из равновесия: он нервничал, дважды ошибся при вводе пин-кода и около трех раз — при выборе операций. Наконец, ему удалось снять деньги. Поспешно забрав чек, он ретировался. Продавец горных велосипедов, стоявший за мной в очереди, облегченно вздохнул.

Безналичный банкомат

Я начала исследовать зеленоватый экран «собиновского» аппарата. Можно вносить и снимать наличные, получать информацию об остатке на счете, оплачивать услуги сотовой связи, спутникового телевидения, интернет-провайдеров. Неплохой набор функций. Правда, список компаний, с которыми заключен договор, невелик. Да и у многих операторов сервисные возможности куда больше.

Самые «продвинутые» банкоматы оказались у Мастер-банка, Бинбанка, МДМ-банка и Промсвязьбанка. При этом три по­следние кредитные организации, по всей видимо­сти, делают упор не на количест­во, а на качество: в таблице по размеру банкоматной сети Бинбанк занимает лишь 24-е место (385 аппаратов), МДМ — 21-е (447), «Промсвязь» — 15-е (600).

У «Русского стандарта», скажем, 2253 кэш-машины, но их возможности куда скромнее — заплатить можно лишь за услуги «Билайна». «Мы изначально выстраивали сеть для погашения кредитов и не стремимся предложить максимум услуг», — отмечают в РС. Даже консервативный Сбербанк превосходит кредитную организацию Рустама Тарико по функциональности аппаратов. Но у банкоматов госбанка есть большой минус ­- деньги в них очень часто заканчиваются. Сотрудники «Ф.», к примеру, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда за раз не удавалось снять более 4—5 тыс., причем автомат выдавал купюры по 100 рублей. Если АТМ расположен рядом с офисом, можно, конечно, обратиться «в окошко», но нужно стоять в очереди, получать номерок, после чего идти за суммой в кассу. Некоторые банкоматы Сбербанка заранее «признаются»: снимать сразу можно, скажем, не более 10 тыс.

Банк Москвы (БМ), как и «Сбер», активно развивающий зарплатные проекты, превзошел первую кредитную организацию страны по сервисным свойст­вам АТМ. Любопытно, что клиент может даже вложиться в ПИФы через банкомат. «Карточка Банка Москвы у меня уже лет семь», — поделился бывший предприниматель Виктор, с которым мы познакомились в отделении БМ на Новопесчаной. «Раньше я занимался недвижимостью, ежедневно оперировал огромными средствами, часто ездил за границу, поэтому и завел пластик», — продолжил Виктор. Фирма, по его словам, развалилась, и пришлось «временно заняться извозом». «На Речной, могу подбросить», — предложил он, открывая дверь черного минивена. Виктор довез меня до торгового центра на Фестивальной улице.

Изменчивый пин

При входе в здание увидела сразу на два банкомата Альфа-банка и очередь из четырех человек. «Девушка, банкомат пишет, что я ввожу неправильный пин. Этого не может быть: я два месяца во Франции была, наличность не снимала. Если введу цифры еще раз, карту заблокируют, — обращается к операционистке Альфа-банка Юлии встревоженная женщина. — Я пин помню назубок — три года у меня карта ваша». Юлия отправила женщину в головной офис «Альфы»: «Там разберутся. И в call-центр звоните — может, быстрее помогут». Женщина отошла от банкомата с явным желанием растерзать первого, кто попадется под руку. Тем временем Юлия занялась обучением молодого человека, видимо, только что получившего карточку.

К тому моменту освободился соседний аппарат. В меню я обнаружила функцию «изменение пин-кода карты». Такую услугу из исследованных АТМ предлагают аппараты Абсолют-банка, Номос-банка и Мастер-банка. «Возможно, ваша клиентка, которая только что ушла, пострадала именно из-за этой функ­ции?», — поинтересовалась я у операционистки. «Не может быть: у нас никогда не возникало проблем с изменением пин-кодов, — заверил подошедший к Юлии менеджер Альфа-банка. — Слышал только про одну из западных кредитных организаций: сервис «подвис» и клиенту случайно присвоили новый пин, номер которого никто так и не узнал».

Нажимаю кнопку «отмена», получаю карту и с удивлением читаю на экране: «Транзакция выполнена». Стоп, я же ничего не делала — только меню смотрела. Проверяю карту в другом банкомате — все в порядке: пин-код действует, остаток тот же.

Хороший аппетит

Около кэш-машины Транскредитбанка на Белорусском вокзале меня довольно резко остановил милиционер. Страж порядка минут десять изучал паспорт, после чего остался наблюдать за моими действиями. Я, в свою очередь, спешить с изучением меню не стала. И неожиданно отметила, что банкомат «Транскредита» выполняет социальную функцию: предлагается внести пожертвования на лечение семилетнему Павлику Митину, у которого синдром Хантера — генетическое заболевание, при котором токсины не выводятся из организма. Пункт «пожертвования» есть и у АТМ Ханты-Мансийского банка — он принимает взносы в пользу одноименного негосударственного пенсионного фонда.

В «Перекрестке» на Проспекте Мира, куда я забежала за бутылкой колы, обнаружила банкомат Райффайзенбанка. А у него — разгневанную женщину: кэш-машина проглотила карточку. Попытки охранника успокоить гражданку эффекта не возымели. «Звоните в сервис-центр — вы не единственная: такие проблемы с банкоматом случаются каждый день», — сказал он. «Это я, конечно, преувеличил, карты съедают нечасто, — поделился со мной впоследствии представитель службы безопасно­сти, — просто хотелось успокоить посетителя».

Как выяснилось, женщина пострадала по собственной невнимательности: она стала многократно пересчитывать снятые деньги, не забрав пластик из банкомата. «Обычно АТМ через 30 секунд «простоя» «заглатывает» пластик — для того, чтобы им не смог воспользоваться кто-то еще», — поясняет начальник управления содейст­вия и внедрения новых продуктов Мастер-банка Ирина Кашурникова.

Мои похождения близились к завершению, когда я оказалась на Красной Пресне в офисе Масс Медиа банка (МБ), принадлежащего Урса-банку. Здесь расположен единственный столичный банкомат новосибирского «Урсы». Офис оказался весьма уютным: мягкие диваны, работающий телевизор, улыбчивые операционистки. Банкомат «порадовал» дружелюбным меню: выбрать функции предлагал забавный персонаж — человек-карта. Правда, опций у кэш-машины всего две — снятие наличных и проверка баланса. «А что еще нужно? Только и успевай снимать, — усмехнулся, занимая за мной очередь, мужчина. — Напротив ведь ювелирный салон!».

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ