Кошелек в своем кармане

Дата публикации: 26.03.2014 01:10 Обновлено: 24.10.2016 13:43
6 084
11 Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru

Прекращение компаниями Visa и MasterCard обслуживания банковских карт четырех российских банков заставило власти РФ вернуться к теме развития национальной платежной системы. Портал Банки.ру разбирался, как работают платежные системы и чего нам стоит ожидать в ближайшие годы.

И кнут и пряник

Недавние события — отнюдь не первый звоночек о том, как опасно зависеть от внешних платежных систем. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить, как в августе 1998 года, после того как правительство РФ объявило о дефолте по основным видам государственных ценных бумаг, Visa на несколько месяцев запретила выдачу наличных в банкоматах по картам многих российских банков. В дальнейшем подобные акции проводились и в рамках экономических санкций против некоторых стран — например, Югославии в том же 1998 году и Сирии в 2011-м. То, что от этого можно и нужно защищаться, давно уже очевидно для многих.

В 2011 году в России был принят федеральный закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе», определяющий требования к организации и функционированию платежных систем и порядок осуществления перевода денежных средств. Создания какой-либо национальной системы платежных карт закон не требует, более того, в процессе внесения поправок из него исчезло требование о размещении операционных центров международных платежных систем (МПС) на территории России. И это отнюдь не малозначимая деталь.

В 2010 году на ресурсе WikiLeaks, международной некоммерческой организации, публикующей «утекшую» секретную информацию, появился текст документа, отправленного в Вашингтон сотрудником посольства США в Москве Маттиасом Митменом. В нем Митмен утверждал, что законопроект может лишить Visa и MasterCard около 4 млрд долларов в год за счет комиссий за операции внутри страны, и рекомендовал оказать давление на российских чиновников на самом высоком уровне, чтобы не допустить этого. Было оказано это давление или нет, но платежные карты банков РФ по-прежнему остаются в прямой зависимости от решений иностранного правительства.

Реки информации

Попробуем в общих чертах разобраться в механизме работы международной платежной системы, чтобы понять, чем так важно расположение и, соответственно, юрисдикция операционного центра МПС.

Когда вы оплачиваете в магазине покупку, снимаете наличные через банкомат или пытаетесь оплатить что-либо через Интернет, терминальное устройство отправляет так называемый запрос на авторизацию процессинговому центру своего банка, который называется «банк-эквайер». Если ваша карта была выпущена этим же банком (то есть эквайер и эмитент — один и тот же банк), процессинг передаст запрос автоматизированной банковской системе и ответит устройству подтверждением авторизации. Требуемая сумма будет тут же снята с вашего счета.

Совсем другая история, если ваша карта эмитирована не эквайером, а другим банком. В этом случае процессинговый центр эквайера перешлет ваш запрос на авторизацию в процессинговый центр МПС, который может содержать специализированная процессинговая компания или крупный банк. Каждый такой процессинговый центр должен быть сертифицирован платежными системами и подвергается периодическому аудиту.

Затем запрос авторизации поступает в операционный центр МПС. Это очень мощный центр обработки данных, призванный обрабатывать десятки и сотни тысяч трансакций в секунду в реальном времени, то есть практически без задержки. Из-за того что такие центры очень дорого строить и содержать, у МПС их совсем немного: четыре у Visa (в США, Великобритании и Японии), один у MasterCard (в США). По сути, именно за услуги операционного центра МПС и взимает комиссию.

Операционный центр определяет банк — эмитента платежной карты и перенаправляет запрос в соответствующий процессинговый центр. Эмитент, получивший в итоге запрос, замораживает на счете держателя карты требуемую сумму (если она там есть или не превосходит кредитный лимит) и отправляет подтверждение авторизации обратно по цепочке.

Заметим, что в этот момент никаких межбанковских денежных переводов не происходит. Если бы такого рода расчеты выполнялись операционным центром, все карточные трансакции шли бы очень медленно, ни о каком «реальном времени» и речи идти не могло бы. Вместо этого операционный центр передает информацию о трансакциях клиринговому центру.

Клиринговый центр с определенной периодичностью подводит баланс платежей и определяет, какой банк в конечном итоге кому и сколько должен, и формирует платежные поручения на эти суммы. Если, к примеру, банкомат банка А выдал по карте банка Б 1 000 рублей, а днем позже банкомат банка Б выдал по карте банка А 700 рублей, то будет сформировано платежное поручение на 300 рублей от банка Б банку А. Готовые платежные поручения передаются расчетному центру, который занимается непосредственно переводами денег между счетами разных банков, открытых в расчетном банке.

В МПС процедура клиринга может произойти с задержкой до трех месяцев, и только после этого операция будет считаться полностью совершенной. Заметим, что незавершенный статус операции не дает держателю карты право, передумав, вернуть платеж — деньги-то банкоматом уже выданы либо торговец уже получил деньги за свой товар.

Процессинговая чехарда

В соответствии с 161-ФЗ, клиринговые и расчетные центры платежных систем, действующих на территории России, должны находиться в юрисдикции РФ, что подразумевает их расположение на территории нашей страны. Это для МПС не является жестким требованием, и они без проблем сотрудничают с российскими кредитными организациями, выступающими в этой роли.

Но такое же требование относительно операционных центров — дело другое. Постройка нового оперцентра в России может стоить десятки и сотни миллионов долларов и занять немало времени. Если же Visa и MasterCard позволят подключить к своей системе операционный центр, принадлежащий другой компании, они рискуют лишиться тех самых упомянутых Митменом ежегодных миллиардов в виде комиссий за операции, проводимые внутри России. В 2011 году двум платежным гигантам удалось избежать такой перспективы. Но, похоже, вскоре это может измениться.

Законопроект, внесенный в Госдуму депутатом Владиславом Резником 21 марта этого года, содержит поправки в 161-ФЗ, которые запрещают операторам платежной системы отказываться в одностороннем порядке от оказания платежных услуг участникам системы и их клиентам. Также в них имеются запреты на передачу информации о переводах денежных средств за границу, за исключением трансграничных переводов. Для МПС это означает, что для работы в России им потребуется размещать на территории РФ всю цепочку — операционный, клиринговый и расчетный центры.

Будет ли этот законопроект принят в таком виде или нет — достоверно неизвестно. Очевидно одно: с МПС надо что-то делать, чтобы они не могли без предупреждения парализовать существенную часть финансовой деятельности в нашей стране. Наиболее вероятными видятся несколько вариантов событий.

Возможно, Visa и MasterCard придется строить операционные центры в России либо работать с российским оперцентром, который будет построен на государственные средства и будет находиться под полным контролем правительства РФ. По словам советника президента Сергея Глазьева, такая схема (работа через государственный операционный центр) принята в Китае и успешно работает. Это потребует немалых расходов, но обеспечит в будущем высокую степень независимости от МПС с сохранением их преимуществ.

Второй путь заключается в отказе от Visa и MasterCard и переходе на другую международную платежную систему, в роли которой может выступать лишь китайская UnionPay, которая с 2013 года работает и в России. По мнению многих экспертов, это будет заменой «шила на мыло» — выйдя из-под контроля со стороны американских МПС, мы попадем во власть к КНР, что в будущем может аукнуться очень серьезно.

Третий путь — развитие собственной платежной карточной системы. Такие системы в стране имеются, наиболее перспективными считаются «Про100» и «Золотая корона». Эти платежные системы уже работают, аппаратно совместимы с инфраструктурой МПС и имеют определенное распространение в России, но за рубежом их карты совершенно бесполезны. Этот вариант будет наиболее болезненным для всех граждан России, хотя бы периодически выезжающих за рубеж, зато никакое Казначейство США с этими картами ничего сделать не сможет.

Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

11
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

А еще есть разумный четвертый вариант -двойные карты, внутрироссийские операции обрабатываются местной ПС, международные - МПС. И еще кто знает, может со временем и наша ПС куда-то да вырастет, про китайскую тоже думали что останется в пределах Китая....
3

NMichel
26.03.2014 08:08
Создания какой-либо национальной системы платежных карт закон не требует, более того, в процессе внесения поправок из него исчезло требование о размещении операционных центров международных платежных систем (МПС) на территории России.


Что стОило потери приличного количества нервенных клеток Мише Макфолу и, вполне вероятно, определённых сумм "на представительские расходы" представителям МПС.

Вот бы сейчас публикануть списочек слуг народа, вносивших соответствующую поправочку и голосовавших за неё. Нехай своим имуществом теперь профинансируют строительство национального операционного центра!

Наблюдения за окружающей действительностью, дают, наконец, ключ к пониманию того, с чего, сбств, "илита" 1937 года массово рванула осваивать районы Крайнего Севера.
2

eagle125
26.03.2014 08:26
В статье упомянут законопроект, внесенный в Госдуму депутатом Владиславом Резником 21 марта этого года и то, что для МПС это означает, что для работы в России им потребуется размещать на территории РФ всю цепочку — операционный, клиринговый и расчетный центры.

В пользу этого законопроекта говорит то, что уже наблюдается в Великобритании, где существующие операционные, клиринговые и расчетные центры внутри этой страны работают на пределе технических возможностей по обслуживанию внутренних платежей. Уже возникал не один технический сбой, что приводило к весьма болезненным прекращениям прохождения платежей внутри Великобритании. И это даже НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ сбои. А ведь ряд российских потребителей, не подозревая ни о чем, пользуются этими УЖЕ перегруженными международными центрами. Несомненно, если думать не только о сегодняшнем дне, нужны новые операционные, клиринговые и расчетные центры, а тем более ВНУТРИ СТРАНЫ, чтобы уменьшить число разного рода рисков для нормального функционирования экономики.
1

Cheerokee
26.03.2014 10:26
эх... нет мозгов пряниками бизнес стимулировать:
- уменьшили бы налоги для национальных ПС (в т.ч. виртуальных а-ля яндекс-деньги и т.д.)
- уменьшили бы налоги на мероприятия по использованию национальных ПС банками страны
- уменьшили бы до нуля налоги на операции по обслуживанию национальными ПС забугорных банков....
0

EvRoUmka
26.03.2014 10:43
eagle125, вы противоречите себе, пишете, что в Великобритании местные операционные центры перегружены и дают сбои, потом перескакиваете на международные и рекомендуете местные создавать уже нам. надо понимать, что именно по мощности, отказоустойчивости и техническому уровню как раз местные центры сравниться с международными никогда не смогут. Это не значит, что такой центр не надо создавать, но надо трезво оценивать ситуацию.

Чем больше масштаб системы, тем больший ущерб несет любой перерыв в обслуживании при одновременно большей нагрузке. тут надо ОЧЕНЬ тщательно все проработать. Тот же Сбер или ОРС вполне себе позволяют периодически отключать процессинг на время регламентных работ или в результате сбоя, для НПС / МПС это неприемлемо (можете себе представить, чтобы VISA объявила, что у них такого-то числа 3 часа карты не будут работать по всему миру из-за необходимости проведения работ на серверах? это смешно)
1

Обучение

Материалы по теме


Все продукты