Дисциплинируем бесплатно

Дата публикации: 10.04.2014 07:00
12 285
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Не все коллекторы знают, что 11 апреля — их профессиональный праздник, День работника службы взыскания. Портал Банки.ру узнал у лидеров рынка, как они относятся к своей сфере деятельности и обижаются ли на стереотипы — ведь в сознании россиян сложился образ сурового и безжалостного коллектора.

Как вспоминает генеральный директор Национальной службы взыскания (НСВ) Артур Александрович, идея учредить профессиональный праздник возникла шесть лет назад, в начале формирования Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Тогда участники рынка долго обсуждали, какую дату выбрать. «Одна из идей звучала примерно так: 11 апреля предшествует Дню космонавтики. Ведь мы, по сути, тоже первопроходцы, и аутсорсинг работы с долгами — это было своего рода освоение неизведанного пространства. В итоге эта идея взяла верх над остальными», — рассказывает Александрович.

«Утром на ресепшене нашего офиса расставим поздравительные открытки от клиентов и государственных учреждений, которые мы каждый год получаем, а рабочий день начнется с выступления руководителей НСВ. В середине дня мы планируем провести викторину с вопросами профессиональной тематики и призами», — раскрывает сценарий праздника Александрович.

Первые независимые коллекторские агентства в России появились в 2004 году. В активную фазу роста рынок вошел в 2006—2007 годах. Тогда агентства появлялись почти каждую неделю, вспоминает гендиректор НСВ.

На сегодняшний день из-за ряда факторов в сознании россиян сложился не самый добродушный образ коллектора. «Конечно, определенное негативное отношения к коллекторам есть, и оно будет всегда. Сложно хорошо относиться к людям, которые требуют от тебя денег, пусть и на законных основаниях, — смиряется с неизбежным директор НАПКА Роман Красноруженко. — Но мы работаем, ведем максимально культурный диалог с должниками. Сейчас все понимают, что коллекторские агентства необходимы как для банковского сектора, так и для экономики в целом».

«В сознании россиян на каком-то этапе сложился образ сурового, крепкого коллектора, который до сих пор не выветрился, но отмечу, что не у всех еще выветрился и образ царя-батюшки», — говорит вице-президент НАПКА и председатель совета директоров «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. По ее словам, такой портрет сформировался во многом благодаря СМИ, потому что он вызывает больший ажиотаж. «Несколько лет назад я смотрела передачу о коллекторском бизнесе, где говорилось, что «столичные коллекторские агентства возглавляют выходцы из органов безопасности — крепкие мужчины, которые в совершенстве владеют единоборствами». Я пыталась поставить себя рядом с вышеприведенным образом, но как-то не получилось», — вспоминает Елена Докучаева.

По мнению Артура Александровича, суровый образ коллектора остался уже в прошлом. В НСВ, например, к должникам могут выехать даже женщины. «Сейчас большинство наших граждан понимает, что главная задача коллектора — напомнить о задолженности и договориться о выплате, предложив оптимальный для должника вариант», — отмечает он.

«Жаль, что о коллекторских агентствах судят лишь по работе с гражданами», — говорит заместитель генерального директора по правовым вопросам коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Дмитрий Чуприс. «А ведь большой пласт того, что мы делаем, составляет обслуживание корпоративных долгов. Огромная работа проводится по взысканию долгов с недобросовестных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, причем в пользу как российских, так и зарубежных компаний, а не только банков. Таким образом, коллекторы помогают не только банковскому бизнесу, но частному бизнесу в целом», — подчеркивает многогранность бизнеса участник рынка.

По словам представителя коллекторского агентства Credit Inkasso RUS Евгения Арсентьева, коллектор — это на самом деле бесплатный учитель по устранению финансовой неграмотности населения. «Сегодняшний коллектор — это квалифицированный специалист, который разбирается в финансовых тонкостях и консультирует должника по его проблеме. Если должник не платит, то у него какие-то финансовые трудности или же он где-то просчитался. Мы бесплатно дисциплинируем, обучаем население», — подчеркивает просветительскую миссию коллекторских служб Арсентьев. «Нужно помнить, что при оформлении кредита чужие деньги берешь на время, а свои отдаешь навсегда», — напоминает директор НАПКА Роман Красноруженко.

Кроме того, коллекторы могут простить должнику большую сумму, чем банк, добавляет еще один плюс к образу коллектора Евгений Арсентьев. «Обычно банки закрывают глаза в тяжелых ситуациях на проценты и штрафы. Что касается коллекторских агентств, порой они могут просить более 50% долга. Мы реально помогаем человеку, входим в его положение, ищем с ним выход из трудного положения», — говорит он.

Сейчас даже существуют антиколлекторские бюро, которые помогают должникам противостоять банкам и представляющим их интересы коллекторам. «Однако, если разобраться, под такой вывеской могут скрываться дружественные коллекторам организации либо просто юристы, которые хотят привлечь клиентов, используя «популярную в народе» тему», — предостерегает Дмитрий Чуприс.

В целом представители коллекторских агентств довольны своей профессиональной судьбой. «За десять лет желание сменить своей сферы деятельности у меня ни разу не возникало. Коллекторский бизнес — очень интересная отрасль, которая только начинает развиваться в России. Я считаю, что сейчас эта отрасль хорошо регулируется и работает, опираясь на лучшие моральные принципы», — говорит вице-президент НАПКА Елена Докучаева.

«Я в коллекторском бизнесе с 2009 года. Перешел я в эту сферу в 2008 году из сегмента инвестиций ценных бумаг. Мыслей уйти из бизнеса у меня пока не было, но если кто-то меня позовет, например, в «Газпром» на более высокооплачиваемую позицию, то я уйду», — мечтает Евгений Арсентьев из Credit Inkasso RUS.

Юлия ТИТОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Неплохо было бы поинтересоваться мнением рядовых коллекторов. Думается, что не все было бы так радужно. Хотя праздник все же.
0

sanek556
10.04.2014 09:01
"Сегодняшний коллектор — это квалифицированный специалист, который разбирается в финансовых тонкостях и консультирует должника по его проблеме" - ну конечно, обычные звонилки (soft collection) ничего кроме заученного текста не занют, никакие вопросы решить не могут.
2

i*******@pfins.ru
10.04.2014 10:26
как и везде на низовой позиции "простой коллектор" - работа не сильно квалифицированная
примерно такой же оборот кадров как и в обычной рознице
1

Ибирь
10.04.2014 13:16
Я считаю, что сейчас эта отрасль хорошо регулируется и работает, опираясь на лучшие моральные принципы», — говорит вице-президент НАПКА Елена Докучаева.

Моральные принципы у вымогателей? Цинизм зашкаливает.
3

Материалы по теме