Рассказываем, как открыть таксопарк самостоятельно или в партнерстве и как можно сэкономить.
Какие бывают таксопарки
Для таксопарка придется организовать работу нескольких водителей, обеспечить их транспортом и распределять заказы. Делать это самостоятельно достаточно сложно.
Поэтому можно рассмотреть возможность работы с сервисами-агрегаторами. Они организуют сбор заказов и выручки, решают организационные и технические вопросы самостоятельно. От владельца таксопарка в этом случае требуется только наладить его стабильную работу.
Если таксопарк работает с агрегатором, диспетчером выступает последний. Агрегатор будет обрабатывать заказы и передавать их водителям, собирать выручку и передавать ее владельцу таксопарка. Предприниматель сможет контролировать работу водителей через онлайн-систему.
Такой вариант работы снижает расходы на создание и обслуживание таксопарка, в том числе затраты на создание диспетчерской. Кроме того, владелец всегда может получить помощь агрегатора по решению некоторых вопросов.
Открытие таксопарка совместно с агрегатором имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Среди плюсов:
- готовая система управления таксопарком;
- узнаваемый бренд компании-агрегатора. Известное название может привлечь больше клиентов;
- обучение сотрудников от компании-партнера;
- контроль качества работы водителей;
- круглосуточная работа службы поддержки компании.
Среди минусов:
- процент от выручки придется передавать агрегатору. Часто ее нужно выплачивать по определенному графику;
- стоимость поездки и процент комиссии агрегатор определяет самостоятельно;
- автомобили и водители должны соответствовать требованиям партнеров. Например, сотрудники должны иметь определенный водительский стаж, а автомобили — фирменное оформление;
- владелец таксопарка должен самостоятельно контролировать работу водителей и решать споры, нести ответственность за их нарушения;
- возможная конкуренция с другими автопарками, если они также сотрудничают с данным агрегатором.
Также водитель может открыть таксопарк самостоятельно. В этом случае ему самостоятельно придется решать все организационные вопросы: создавать автопарк, нанимать водителей, создавать диспетчерскую службу и другое.
Самостоятельный таксопарк подойдет для небольших городов и отдаленных регионов, где еще относительно свободна ниша такси. В больших городах конкуренция выше, поэтому придется задуматься над отличительными особенностями. Например, приобрести автомобили премиум-сегмента.
Для открытия таксопарка компании, скорее всего, придется воспользоваться кредитными или лизинговыми программами.
Такой вариант также имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Среди плюсов:
- выручкой предприниматель распоряжается самостоятельно;
- компания сама определяет стоимость услуг, требования к водителям.
К минусам можно отнести:
- самостоятельное обучение сотрудников;
- собственные затраты на создание диспетчерской службы;
- самостоятельное решение всех вопросов;
- высокую конкуренцию с таксопарками, которые работают с известными компаниями.
Как правильно открыть таксопарк
Перед открытием таксопарка определитесь с целевой аудиторией. Проанализируйте другие компании, которые работают в вашем городе, чем они привлекают и удерживают клиентов.
Также определите потребности и предпочтения потенциальных клиентов: кому-то важна именно стоимость заказа, кому-то класс автомобиля или возможность оплачивать поездки онлайн.
Чтобы создать таксопарк, необходимо:
- Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет.
- Приобрести или арендовать помещение и автомобили.
- Доработать функционал автомобилей под требования законодательства.
- Трудоустроить диспетчеров и водителей.
- Получить разрешение на работу таксопарка.
- Заключить договор с компанией-агрегатором при необходимости.
- Выполнить требования компании-партнера.
Остановимся на каждом из этапов подробнее.
Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет
Открыть таксопарк могут индивидуальные предприниматели и юрлица. Зарегистрировать ИП иногда быстрее и проще, чем ООО. При этом налоговая нагрузка может быть существенно ниже.
Однако у юрлица больше возможностей для развития бизнеса. При выборе партнеров другие компании часто отдают предпочтение юрлицам. Кроме того, организацию можно передать другим лицам при необходимости.
В заявлении на регистрацию бизнеса можно указать следующие коды ОКВЭД:
- 49.32 (деятельность такси);
- 49.39.3 (перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные);
- 49.41 (деятельность автомобильного грузового транспорта) и 49.42 (предоставление услуг по перевозкам) — подойдет для грузовых такси.
Для регистрации ИП потребуются паспорт и заявление по форме Р21001. Для юрлица необходимы паспортные данные учредителей, заявление Р11001, устав, решение или протокол об учреждении, данные о юридическом адресе.
Документы нужно передать в ИФНС по месту жительства или онлайн через личный кабинет налогоплательщика.
При передаче заявки в отделении и онлайн без электронной подписи вам придется уплатить госпошлину 800 рублей — для ИП или 4 тыс. рублей — для ООО.
Затем необходимо открыть расчетный счет для бизнеса. Он нужен для зачисления и распределения выручки, а также для онлайн-платежей и уплаты налогов.
При выборе обратите внимание на стоимость обслуживания, платежных поручений, переводов гражданам и снятия наличных средств. При желании также можно оформить зарплатный проект и корпоративные карты сотрудникам.
Приобрести помещение и автомобили
Для организации работы таксопарка потребуются офис, стоянка и помещение для машин. Автомобили можно приобрести в лизинг, а помещение можно оформить в собственность или арендовать. Важно поддерживать хорошее состояние авто и помещения и проводить их регулярную проверку и ремонт.
Для нормальной работы потребуется несколько автомобилей — их число зависит от величины города. Таксопарк должен находиться в месте, которое позволит быстро добираться до любой точки города. Автомобили важно оборудовать таксометром и опознавательным оранжевым или желтым фонарем, а при необходимости онлайн-кассой.
Кроме того, вы можете принимать на работу водителей с собственными автомобилями, если они соответствуют требованиям вашей компании или партнеров.
Важно обеспечить офисное помещение и автомобильную стоянку необходимым оборудованием: компьютерами, средствами связи, инструментами. Также стоит заключить договор на обслуживание с охранным предприятием. Для обслуживания заказов потребуются стабильный Интернет, телефонная и мобильная связь. В здании должны быть бесперебойное электропитание, необходимые инженерные коммуникации и пожарные сигнализации.
Некоторые компании-агрегаторы предлагают готовые решения для бизнеса. Они помогают приобрести в лизинг несколько автомобилей для таксопарка. Самостоятельно готовят необходимые документы и страховки, организовывают техобслуживание. Владельцу таксопарка остается только найти помещение и стоянку для авто.
Трудоустроить водителей
В уже готовый таксопарк можно набрать штат водителей. Обратите внимание, что для работы в такси требуется определенный водительский стаж (минимум три года). Во время трудоустройства и перед выходом на смену водитель должен проходить медосмотр. Таксопарк также может предъявить свои требования (например, к физической подготовке, знанию иностранных языков и другое).
Для работы водителям потребуются специальные средства связи. Для этой цели подойдут смартфоны со специальным программным обеспечением. Если таксопарк работает с агрегатором, к смартфону нужно будет установить специальные приложения — через него водители смогут принимать заказы и получать выплаты.
На каждого водителя необходимо обязательно оформить ОСАГО, а также каско при желании.
С водителем могут заключить трудовой или агентский договор. В последнем случае водителю придется оформить статус ИП или самозанятость.
Кроме водителей также могут потребоваться другие сотрудники. Например, бухгалтеры, специалисты по кадрам, охранники и автомеханики. Некоторые задачи можно передать на аутсорсинг (например, ведение бухгалтерии или техническое обслуживание транспортных средств).
Получить разрешение на перевозки
Для работы в такси необходимо разрешение на перевозку пассажиров. Документ нужно получить на каждый автомобиль в таксопарке, а также для каждого водителя.
Для разрешения на перевозку пассажиров необходимы:
- помещение для техобслуживания и ремонта транспорта или договор с СТО;
- возможность проводить техническую проверку авто и медосмотр перед выходом водителя на смену;
- техосмотр машин каждые шесть месяцев;
- соответствие транспорта требованиям закона: специальная разметка и опознавательный фонарь;
- таксометр и ГЛОНАСС;
- стаж вождения у водителей от трех лет.
Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в уполномоченный орган вашего региона. Обычно этим занимается департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
К заявлению важно приложить:
- документ о регистрации и постановке на учет в налоговом органе;
- копии паспортов водителей;
- документы на автомобили;
- договоры аренды и лизинга, если транспорт находится не в собственности.
Подготовка разрешения может занимать до одного месяца. Документ выдают на пять лет, а затем его необходимо продлевать. Размер пошлины за выдачу документа зависит от региона.
Заключить договор с агрегатором
Для заключения договора с агрегатором можно обратиться в его представительство в вашем городе или оставить онлайн-заявку на сайте. Для уточнения информации с вами свяжется специалист компании.
Если таксопарк отвечает условиям агрегата, с вами заключат договор. Для этого потребуются паспорт, регистрационные и учредительные документы, а также реквизиты счета.
После соглашения вы получите доступ к программному обеспечению компании. С помощью него можно будет обрабатывать заказы и контролировать работу таксопарка. Для работников проведут специальное обучение и объяснят им требования агрегатора.
Как получить выручку и оплачивать работу таксистов
После оплаты поездки клиентом средства поступают на счет агрегатора. При этом автоматически рассчитываются НДС и комиссия. Если заказ оплачен наличными, деньги остаются у водителя, а комиссия за нее высчитывается из безналичных средств. Наличную выручку водитель должен сдать в кассу таксопарка.
Далее агрегатор может вычесть комиссию из выручки и перечислить оставшиеся средства водителям. Размер комиссии владелец таксопарка и агрегатор оговаривают до заключения договора. Затем эту сумму прописывают в соглашении. Средства зачислят на внутренние счета водителей, а затем они самостоятельно выводят их на карту.
Также возможно, что агрегатор переведет всю сумму на счет владельца таксопарка. А затем последний распределит оплату между водителями в зависимости от количества заказов. Для этого можно заключить зарплатный проект с банком. Часть выручки можно оставить на обслуживание таксопарка. График выплат сотрудникам вы также можете определить самостоятельно, например ежедневно, раз в неделю или два раза в месяц.
Если с водителем заключен агентский договор, то он должен платить налоги с полученных средств самостоятельно. Если он работает по трудовому договору, то уплатой налогов занимается таксопарк.
На что придется потратиться при открытии таксопарка
Для открытия таксопарка придется заложить суммы на:
- регистрацию бизнеса и разрешение на ведение деятельности;
- аренду офисного помещения и стоянки авто;
- аренду или покупку машин;
- специальное оборудование для авто;
- программное обеспечение;
- оборудование для таксопарка;
- прочие расходы.
Размер стартового капитала зависит от количества и марок машин, региона, специализации таксопарка и так далее.