Через тернии к «Миру»

Дата публикации: 31.05.2016 00:00 Обновлено: 24.10.2016 13:43
6 058
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru

Участниками платежной системы «Мир» числятся уже 96 банков, но далеко не все из них могут похвастаться полномасштабным эквайрингом и эмиссией новых карт. Банки.ру разбирался, сколько времени может понадобиться банкам на подключение к новой платежной системе.

Технологически платежная система «Мир» успешно стартовала в конце 2015 года. Банки начали подключаться десятками, и скоро счет пойдет на сотни. Но большинство из них находится в стадии подготовки эквайринга и эмиссии. Подключиться к новой платежной системе, какой бы она ни была, — достаточно долгая история в силу сложности и трудоемкости процедур. Это свойственно таким столь жестко регулируемым отраслям, как банковская система.

Сначала надо заключить соглашение с платежной системой, присоединиться к ее правилам. Банк в течение нескольких недель собирает пакет документов и подает их в компанию-оператор. После рассмотрения заявки стороны заключают договор. По словам банкиров, в случае НСПК этот процесс занимает около месяца. После этого у банка в компании — операторе платежной системы появляется свой проект. Банк открывает счет в расчетном банке платежной системы (для «Мира» это Банк России).

Далее необходимо наладить связь процессингового центра банка с процессинговым центром платежной системы. Нужны как минимум два физических канала связи (один — резервный). По сути, банку надо подключиться к двум разным интернет-провайдерам. В случае «Мира» все банки-участники уже имеют два канала для работы с операционно-расчетным клиринговым центром (ОПКЦ) НСПК, что упрощает дело.

Логический межхостовый канал «банк — ОПКЦ» установить уже не так просто. Сам по себе шифрованный канал — не бином Ньютона, для его организации сторонам достаточно обменяться ключами шифрования и получить SSL-сертификаты. Но процессинг банка должен поддерживать необходимое для работы число каналов. В случае самописной или заказной процессинговой платформы ее потребуется доработать или перенастроить, в случае «коробочного» решения — докупить лицензии на дополнительные межхостовые каналы.

Следующие три необходимых проекта — подготовка процессинга, эмиссии и эквайринговой сети. Работать над ними можно и нужно параллельно. Тем не менее они тесно связаны. Поэтому задержки в одном из них вызовут проблемы и с остальными.

СМП Банк объявил о выпуске первой кобрендовой карты платежной системы «Мир». Ее держатели при совершении платежей будут получать бонусные мили от «Аэрофлота». О новом продукте порталу Банки.ру рассказала директор департамента платежных систем СМП Банка Елена БИНДУСОВА.

27.05.2016 07:00

Доработка процессинга для работы со своими и чужими картами «Мир» в большинстве случаев не представляет особых сложностей. Проще всего, если банк использует «коробочную» процессинговую платформу от известного поставщика. Тогда ему достаточно получить, установить и настроить необходимый для процессинга «Мира» модуль к своей платформе. Все работающие в России поставщики процессинговых платформ уже подготовили свои платформы для «Мира».

Чтобы начать эмиссию, банк должен заказать сами карты у поставщика, рекомендованного оператором платежной системы, лицензировать достаточное число BIN у НСПК, внедрить персонализационное решение и сертифицировать персонализированные карты в НСПК.

BIN — Bank Indentification Number, идентификационный номер банка в платежной системе. Его можно найти на пластиковой карте: это первые шесть цифр номера карты. Банку нужно несколько таких номеров, по одному для каждого типа карт, которые он собирается выпускать (дебетовая, классическая, премиальная, кредитные разных уровней), а также BIN для каждого вида эквайринга — для интернет-эквайринга, для банкоматов, для POS-терминалов.

НСПК предоставляет банку тестовые трансакции, которые банк обрабатывает в своем процессинге (логи (журналы) обработки банк потом возвращает НСПК). Если все в порядке, можно двигаться дальше — персонализировать карты. Персонализационное бюро банка (либо стороннее, действующее по договору с банком) записывает на тестовые карты информацию о данной кредитной организации, карточном продукте, держателе карты и отправляет ее в НСПК. Если все сделано правильно, НСПК сертифицирует карты. Можно начинать эмиссию.

Подготовка банкоматной сети к эквайрингу новых карт зачастую проводится удаленно. Администраторам достаточно подготовить и «разлить» по устройствам новые конфигурационные файлы. «На этом этапе все зависит от банка, от степени автоматизации процессов в его IT-архитектуре, — рассказал начальник процессингового центра группы Бинбанка Кирилл Дьячков. — Если у банка есть системы, позволяющие удаленно централизованно «проливать» конфигурацию на сеть банкоматов, то обеспечить техническую готовность можно в течение недели».

По словам Дьячкова, с сетью POS-терминалов банку приходится повозиться: «С POS-терминалами все несколько сложнее. Техническую готовность всей сети можно обеспечить в течение трех месяцев. А вот дозаключить соглашения с торгово-сервисными предприятиями — это целый процесс. К каждому надо приехать, с каждым провести переговоры, договориться о тарифах. На это уходит основное время».

Даже при том, что подключение к новой платежной системе для торговых организаций не связано с какими-либо расходами, процесс замедляется тем, что банк может работать с тысячами и десятками тысяч магазинов. Это значит, что придется потратить много рабочего времени сотрудников банка. Также дело затягивается из-за проблем типа «директор уехал в отпуск, никто больше договор с банком подписать не может». А срочно возвращаться домой ради договора по картам «Мир» директору смысла нет — пока что этих карт выдано слишком мало.

Несмотря на то что подготовку эквайринговой сети можно проводить параллельно с другими процессами в рамках подключения банка к «Миру», именно этот этап чаще всего затягивает дело. Банки не видят особого смысла в выдаче карт без возможности их приема в торговых точках. Причем во многих регионах новоиспеченному члену «Мира» надеяться не на кого: если он не обеспечит эквайринг карт, его не обеспечит никто.

«В целом, если подключаться к «Миру» с нуля, весь процесс может занять до полугода. Но, в принципе, реально уложиться в период от двух до четырех месяцев. Это при условии, что у банка современный процессинг, не используется самописный софт, который зачастую сложнее адаптировать к чему-то новому, а установлено решение известной компании, при наличии современного парка оборудования. Чем больше кастомизации у банка, тем больше нюансов, тем больше нужно времени», — пояснил Банки.ру начальник отдела развития карточного бизнеса Связь-Банка Алексей Чеха. Отметим, что и в случае международных платежных систем подключение занимает от полугода и более.

Банки из состава участников «Мира» сейчас активно выполняют процедуры, необходимые для начала эмиссии и эквайринга. В любом случае этот путь придется пройти всем банкам, желающим работать с бюджетными платежами, а также 51 банку, значимому на рынке платежных услуг. ЦБ твердо намерен обеспечить достаточную эмиссию и высокую плотность эквайрингового покрытия «Мира» в России уже во втором полугодии 2016 года. В свою очередь, это должно вызывать взрывной рост эмиссии карт «Мир».

Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Людей без карт практически не осталось, а это значит, что фактически имеющуюся эмиссию нужно разделить на еще одного участника. Это однозначно уменьшение размера партии заказываемого пластика, усложнение логистики. Не даром многие банки, вышедшие на рынок достаточно недавно предлагают карты одной ПС, с очень интересными тарифами и опциями.
При том, что карта в общем то костыль, она появилась в "до смартфонную" эпоху, сейчас приличный объем можно перевести на смартфоны, добавив функционала и удешевив эквайринг, как минимум уберя из него импортные дорогие спецжелезки - POS терминалы. Не "стреляет" эта тема, IMHO, по причине малого количества точек приема, и раз уж идет административное внедрение, может внедрять не старые технологии Мастеркард а предлагать и продвигать больше новую сущность? Решения на рынке есть, в том числе полностью отечественные, люди тоже есть... За это двумя руками, а так извините, "отличие не порождающее различий" и вопреки укрупнению.
1

Lynette
31.05.2016 10:04
tuks пишет:
Людей без карт практически не осталось


Четверть населения - не так уж мало. К тому же надо разделять тех, кто карты использует по назначению (треть владельцев карт в лучшем случае), и тех, кто ходит раз в месяц к банкомату. Этим вообще все равно - карта, телефон. Они как поклонялись кэшу, так и будут поклоняться.
3

tuks
31.05.2016 10:42
Lynette (Lynette) пишет:
Четверть населения - не так уж мало. К тому же надо разделять тех, кто карты использует по назначению (треть владельцев карт в лучшем случае), и тех, кто ходит раз в месяц к банкомату. Этим вообще все равно - карта, телефон. Они как поклонялись кэшу, так и будут поклоняться.

Почему Вы полагаете что эта четверть возьмет ПЛАТНУЮ карту МИР, получая доход исключительно наличкой продавая свою продукцию на рынке в городе? Терминал они не потянут ставить, а вот смартфон стоит от 3000 рублей, принимать им платежи со смартфона не платя аренду за терминал почему нет? Будут принимать, если такие плательщики будут.
К тому же эти люди живут в местах, где банкоматов то нет, проедьте по федеральной трассе за Уралом с картой, не везде на АЗС примут карту, в кафешке придорожной в лучшем случае любезно расскажут через сколько километров ближайший банкомат.
0

Lynette
31.05.2016 12:08
tuks пишет:
Почему Вы полагаете что эта четверть возьмет ПЛАТНУЮ карту МИР, получая доход исключительно наличкой продавая свою продукцию на рынке в городе? Терминал они не потянут ставить, а вот смартфон стоит от 3000 рублей, принимать им платежи со смартфона не платя аренду за терминал почему нет? Будут принимать, если такие плательщики будут.
К тому же эти люди живут в местах, где банкоматов то нет, проедьте по федеральной трассе за Уралом с картой, не везде на АЗС примут карту, в кафешке придорожной в лучшем случае любезно расскажут через сколько километров ближайший банкомат.


А почему вы считаете, что она будет платной? Зарплатные карты бесплатны, пенсионные бесплатны. Даже обычные дебетовки и кредитки могут быть без ПГО. Не усложняйте. Выдать можно всегда. Вот будет ли где расплачиваться - другой вопрос, но это вопрос к банкам и ТПС, а не к ПС.
0

tuks
31.05.2016 12:30
Lynette (Lynette) пишет:
А почему вы считаете, что она будет платной? Зарплатные карты бесплатны, пенсионные бесплатны.

Я считаю по тарифам. Ничего "бесплатного" не бывает, платит банк либо клиент. Вы пишете о "четверти" населения, у которых нет карты. Логично предположить это не зарплатник и не пенсионер, они в большинстве уже имеют карты. Выдать и раздать можно что угодно, вопрос в себестоимости и в окупаемости. Именно по причине нецелесообразности эта четверть бесплатных карт не имеет, а платные "уличные" не берет.
0

Материалы по теме