Согласно исследованию компании «Е заем», среди онлайн-заемщиков микрофинансовых компаний становится все больше молодежи. Одна из причин — рост доходов россиян в возрасте до 24 лет. Участники микрофинансового рынка соглашаются, что доля молодежи в их клиентской базе растет, но этот тренд касается только онлайн-сегмента.
Займы молодеют на глазах
Микрофинансовая компания «Е заем» оценила, как изменились заемщики онлайн-МФО за прошедшие годы, а результатами поделилась с Банки.ру.
Из данных исследования видно, что в онлайн-МФО стало обращаться больше мужчин. Так, с 2014 года их доля среди заемщиков возросла с 47% до 51%. Доля женщин, соответственно, снизилась с 53% до 49%.
Причем это происходит в то время, когда Национальное бюро кредитных историй выявило тренд, согласно которому в 2016 году в структуре заемщиков наиболее активно росли доли граждан в возрасте от 30 до 40 лет, а также самых «пожилых» заемщиков от 65 лет.
Следует заранее отметить, что «Е заем» предоставляет микрозаймы именно в онлайн-виде. Кроме того, при подготовке исследования аналитики компании использовали несколько источников информации, что делает разрыв в четыре процентных пункта действительно трендом, а не статистической погрешностью. Также, как заявляют авторы исследования, доля компании «Е заем» на рынке онлайн-МФО в размере более 20% и опрос свыше 3,1 тыс. заемщиков крупнейших компаний — участников этого рынка наравне с обработкой данных из нескольких бюро кредитных историй позволяют утверждать, что полученные результаты релевантны для всего российского рынка онлайн-займов.
К слову, объемы выдачи онлайн-займов в 2016 году росли втрое быстрее кредитов наличными. И немудрено, ведь заемщики все чаще предпочитают онлайн-МФО банкам за их большую оперативность в принятии решений по займам.
Еще один важный и более заметный тренд на рынке онлайн-МФО, выявленный компанией «Е заем», — увеличение доли молодых клиентов среди заемщиков таких компаний.
С 2015 года доля заемщиков в возрасте 20—24 лет выросла больше всего по сравнению с другими сегментами — с 12% до 19%. На втором месте по масштабам роста находятся заемщики от 25 до 29 лет — с 24% до 27%. Таких заемщиков в онлайн-МФО, кстати, больше всего. Во всех остальных «возрастных» разбивках заметен спад. Доля клиентов 30—34 лет, а также 35—39 лет снизилась на 2 п. п. — до 18% и 13% соответственно. Доля заемщиков старше 40 лет в совокупности упала с 29% до 22%.
Возраст, лет |
2014, % |
2015, % |
2016, % |
20—24 |
17 |
12 |
19 |
25—29 |
27 |
24 |
27 |
30—34 |
18 |
20 |
18 |
35—39 |
14 |
15 |
13 |
40—44 |
9 |
10 |
9 |
45—49 |
6 |
7 |
5 |
50—54 |
5 |
6 |
4 |
55—59 |
3 |
4 |
3 |
60+ |
1 |
2 |
2 |
Управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа замечает, что с началом кризиса доля молодежи среди заемщиков онлайн-МФО резко сократилась, но прошлый год «вернул все на свои места». Это также связано с тем, что в 2015 году компании чаще отдавали предпочтение более зрелым клиентам, стараясь сократить риски. При этом многие молодые люди из сферы обслуживания и торговли потеряли работу, что также уменьшало их шансы получить средства.
«В прошлом году, несмотря на продолжение кризиса, россияне сумели адаптироваться к нему, к тому же шоковых для экономики явлений было меньше, — уверена Трупа. — Это привело к активному кредитованию молодежи, в результате клиентов до 30 лет стало 46%».
Примечательно, что с 2015 года сократилась доля онлайн-заемщиков МФО, состоящих в браке, — с 44% до 39%, также выросла доля неженатых — с 41% до 44%. В остальных сегментах, включая «гражданский брак», «разведен(а)», «вдовец/вдова», почти без изменений.
Аналитики «Е заем» считают, что на сложившуюся статистику также повлияло увеличение числа молодежи среди заемщиков МФО, работающих через Интернет. Стало больше молодежи, вот «женатиков» и поубавилось.
В отношении количества детей у заемщиков принципиальных изменений с позапрошлого года нет. Единого тренда на спад или рост за последние три года также незаметно. В итоге обычно заемщик онлайн-МФО детей не имеет — таких 58% от общего количества исследованных. При этом у трети один ребенок, а у каждого десятого — два.
«В прошлом году сократилась доля обладателей собственного жилья. В 2015 году онлайн-МФО снижали риски и старались больше кредитовать тех, кто владеет недвижимостью. Но в 2016 году выросла доля клиентов, снимающих жилье, — несмотря на то, что им приходится платить арендную плату. То есть и компании, и их клиенты на второй год кризиса научились оценивать свои риски», — гласит исследование.
Жилье | 2014, % | 2015, % | 2016, % |
Имеют собственное жилье | 43 | 49 | 42 |
Живут с родственниками | 32 | 31 | 34 |
Снимают жилье | 20 | 17 | 21 |
Другое | 5 | 3 | 3 |
Около половины клиентов онлайн-МФО имеют высшее образование и являются штатными работниками.
Сфера деятельности | 2014, % | 2015, % | 2016, % |
Бюджетная сфера | 17 | 23 | 20 |
Торговля | 22 | 19 | 21 |
Услуги | 18 | 14 | 16 |
Телекоммуникации, IT | 7 | 12 | 13 |
Промышленность | 13 | 10 | 9 |
Строительство, транспорт | 11 | 9 | 8 |
Творческие профессии | 3 | 5 | 6 |
Финансовая сфера | 2 | 4 | 4 |
Неработающие (декрет, студенты, пенсионеры) | 7 | 4 | 3 |
Больше всего заемщиков среди клиентов МФО, представленных в Сети, имеют ежемесячный доход в размере 20—30 тыс. рублей (таких треть). 30—40 тыс. рублей располагает четверть клиентов, 40—50 тыс. — 14%.
Доходы, тыс. руб. | 2014, % | 2015, % | 2016, % |
До 20 | 19 | 15 | 11 |
20—30 | 30 | 29 | 30 |
30—40 | 22 | 23 | 25 |
40—50 | 13 | 14 | 14 |
50—60 | 6 | 7 | 8 |
60+ | 10 | 12 | 12 |
Кстати, наибольшей популярностью онлайн-микрозаймы от микрофинансовых организаций пользуются у жителей Москвы и области, а также Санкт-Петербурга (что ожидаемо). В пятерку также входят Краснодарский край и Свердловская область. Москвичей среди онлайн-заемщиков МФО 12,2%, а петербуржцев — 4,7%.
В офлайне иначе?
Участники микрофинансового рынка, в принципе, соглашаются с «молодыми» данными компании «Е заем». Но только в отношении онлайн-сегмента.
В группе компаний «Домашние деньги» с 2016 года работает проект DDOnline — предоставление краткосрочных займов (PDL) онлайн. Поэтому группа компаний сравнила для Банки.ру своих клиентов онлайн (DDOnline) и офлайн («Домашние деньги»).
«По нашей статистике, аудитория онлайн моложе: это мужчина до 35 лет со средним доходом в 50 тысяч рублей. Тогда как офлайн — это женщина 39 лет со средним образованием, сфера ее занятости — услуги (33,22%), средний доход — 30 тысяч рублей, — поделился данными главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. — Онлайн-компании привлекают клиентов в основном силами интернет-маркетинга. Ядро пользователей Интернета априори моложе населения РФ в целом. Семейное положение у обеих аудиторий одинаковое — преимущественно не состоят в семейных отношениях. При этом обе аудитории имеют тенденцию к снижению возраста. Такая тенденция, на мой взгляд, сохранится».
В МФО Platiza считают, что доля молодых заемщиков растет в первую очередь из-за роста проникновения мобильного Интернета. Количество клиентов сервиса в возрасте от 20 до 24 лет за последний год выросло на 38%. Заемщиков от 25 до 29 лет стало при этом на 33% больше.
«Клиентов от 30 лет и старше, по моему мнению, пока критически меньше не становится, но прирост, конечно, не такой сильный, — говорит директор по маркетингу онлайн-сервиса мгновенной финансовой помощи Platiza Павел Мельников. — Для молодого поколения онлайн-сервисы — дело привычное. Они умеют пользоваться Интернетом, и практически всегда в онлайне. Часто они оформляют займы с мобильного телефона. Молодым людям импонирует анонимность онлайн-сервисов микрокредитования: они внешне более независимы и не любят открыто просить в долг у друзей и родных. Также влияет то, что молодежи часто отказывают банки по причине отсутствия у них кредитной истории и официального места работы. У нас эти факторы не приводят к отказу: мы одобряем выдачу займов клиентам с любой кредитной историей».
Действительно, услуги сервисов онлайн-кредитования пользуются популярностью у людей в возрасте от 18 до 30 лет, отмечают в компании MoneyMan. По итогам 2016 года доля таких пользователей в микрофинансовой организации составляла 48%, что всего на 1 п. п. больше, чем в 2015-м.
«Но мы не замечаем падения спроса у людей старше 30 лет. Наоборот, виден рост количества клиентов в возрасте 31—40 лет — это основная группа заемщиков MoneyMan. По итогам 2016 года их доля составляла 32%, что на два процентных пункта больше, чем годом ранее. Данная категория людей чаще всего берет займы и имеет самый низкий уровень просроченной задолженности. Важно отметить, что количество пользователей услуг из данной группы ежегодно растет. Это говорит о проникновении онлайн-технологий в менее мобильные возрастные категории. Также мы наблюдаем рост количества клиентов в возрасте 40—50 лет. Их количество увеличилось более чем на один процентный пункт, — рассказывает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. — Реже всех берут займы люди старше 50 лет, и со временем таких заемщиков становится меньше: в 2015 году им принадлежало 9% займов, а в 2016-м — 7%».
Однако в абсолютных значениях число клиентов в возрасте старше 50 лет в MoneyMan растет. В компании это связывают с тем, что люди старшего возраста довольно активно осваивают новые технологии, пользуются компьютером и другими гаджетами. Сегодня они используют Интернет не только для общения в социальных сетях, но и для оплаты различных платежей, включая плату за услуги ЖКХ, с помощью онлайн-банков.
«В связи с этим я думаю, что у сервисов онлайн-кредитования количество пользователей в возрасте более 30 лет будет только расти», — предполагает Батин.
Занимают не только молодые
А вот в МФК «Честное слово» за последние три года доля заемщиков в возрасте от 20 до 24 лет сократилась с 17,3% до 15,2%. Схожие с предложенными «Е заем» результаты показал только сегмент 25—29-летних клиентов: если в 2014 году доля граждан в этом возрасте составляла 21,4%, то в 2016-м она подросла до 22,3%.
«В разных МФО политика выбора клиентов может отличаться, отсюда «вытекает» количество одобрений в той или иной возрастной категории, — обращает внимание заместитель генерального директора онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» Алексей Буханов. — Возрастная категория «30+» стабильно остается самой многочисленной, хотя ее численность колеблется. В 2014 году на эту категорию приходилось 61,5% клиентской базы «Честного слова», в 2015 году прибавилось еще 2,7 процентного пункта — и стало 64,2%. Но уже в 2016 году показатель немного пошел на убыль, составив 62,5%. Можно сказать, что за последние два-три года на микрокредитном рынке произошли позитивные изменения. Если раньше граждане относились к микрозаймам настороженно, то теперь рассматривают этот финансовый инструмент как полноценную альтернативу банковским займам. Сегодня нам доверяют заемщики — бывшие банковские клиенты, люди в возрасте от 25—30 лет и старше».
Буханов считает, что существуют предпосылки к тому, чтобы микрофинансовый заемщик «молодел». Однако дальнейшее усиление контроля над отраслью способно затормозить этот процесс.
«Если регулятор продолжит ужесточать требования к работе микрофинансистов, то МФО придется по примеру банков более скрупулезно выбирать клиентов. Из-за этого микрозаймы станут менее доступными для молодых людей, у которых нередко «чистая» кредитная история, нет стабильного заработка и официального трудоустройства», — предупреждает наш собеседник.
Отличаются тренды и у базы МФО «Мани Фанни». Типичный клиент компании становится старше, его возраст — около 28—29 лет, таких заемщиков примерно 45%, и эта доля растет на 1,7 п. п. в год. Не в последнюю очередь в «Мани Фанни» объясняют это тем, что люди в возрасте около 30 лет более взвешенно принимают финансовые решения, у них стабильная работа, лучше кредитная история, соответственно, они лучше проходят скоринг.
«С одной стороны, средний заемщик МФО будет молодеть в силу повышения финансовой грамотности. Но вряд ли можно с уверенностью сказать, что это пойдет на пользу отрасли — скорее, это привлечет дополнительное внимание регулятора, будут приняты ограничительные меры. С другой стороны, средний заемщик будет стареть, потому что демографическая ситуация в России и ее тренды — это более сильный фактор, на который, в отличие от финансовой грамотности, мы повлиять не можем, — рассуждает генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов. — Население будет становиться все старше, а кризисы будут заставлять взрослых и даже пожилых людей обращаться за займами. В следующие 50 лет численность занятого населения в России снизится ориентировочно на 29% — они все станут пенсионерами. У нас есть заемщики и старше 70 лет, их немного, около 0,1%, но они очень дисциплинированные. А доля заемщиков 50—59 лет уже составляет 6,5% и растет примерно на 0,2% в год».
Что касается пола, тут микрофинансисты сходятся во мнении: мужчин среди заемщиков действительно чуть больше (как в онлайн-, так и в офлайн-сегменте). Это объясняется и более оперативным освоением новых технологий представителями мужского пола, и их более пристальным вниманием к выходу новомодных гаджетов, и большей ответственностью мужчины-защитника перед семьей за ее благополучие, и большей суммой расходов (например, на ремонт автомобиля).
По итогам полученных подсчетов Лига Трупа из МФО «Е заем» уверена: несмотря на то, что сервисы онлайн-кредитования считают молодежь ядром своей целевой аудитории, в долгосрочной перспективе доля клиентов более старшего поколения будет расти.
«С каждым годом проникновение Интернета растет, и онлайн-услуги, которыми вчера пользовалась лишь молодежь, сегодня доступны для многих людей пенсионного возраста. В крупных городах даже пожилые люди используют приложения для заказа такси, а также оплачивают через Интернет коммунальные услуги. То же самое происходит и с финансовыми услугами», — говорит Трупа.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Комментарии
Как то одно с другим не стыкуется, если доходы растут, то зачем вообще лезть в эту кабалу и вообще не понимаю людей которые в здравом уме и трезвой памяти обращаются за кредитами в МФО, ну только если что купить с рук по дешёвке а зарплата дня через два, а товар понятно, что по такой низкой цене уйдёт, но это единицы, а в остальных случаях такой кредит только усугубляет положение.
Как одеваться для взятия микрокредита, повышают ли зауженные джинсы шанс одобрения?
Да тут вообще ничего не стыкуется: откуда у МФО данные о доходах заемщика!? Ответ - со слов самого заемщика. А заемщик в свою очередь скажет что он сотрудник крупной корпорации с зарплатой минимум в 50 т.р. Деньги у МФО, наверняка, берут люди с крайне низким достатком либо отсутствия его + полное отсутствие фин. грамотности. В редких случаях люди с нормальным достатком на экстренные нужды ( опять же, понятие экстренные тоже у всех разные: вовремя опохмелиться - это тоже экстренная необходимость ). Другого объяснения кредитоваться под 700 % годовых я найти не могу.
Вопрос к редакции: если это является темой дня (!), то можете меня избавить от таких тем, плз?
Спасибо.
вот такое поколение. всё.