• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Собственный коллектор — защита банка от высоких цен

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 16.06.2009 16:04
3 149
Время прочтения: 8 минут
Источник
Банковское обозрение
​

Как правило, в работе с проблемной задолженностью банки сочетают использование собственной службы и стороннего коллектора. «БО» обратился в банки, чтобы выяснить, каким образом они выстраивают отношения с внешними агентствами и на каком этапе просрочки передают проблемные активы.

Николай Алексеев, заместитель начальника департамента корпоративного бизнеса Пробизнесбанка:

— Использование услуг стороннего коллекторского агентства дает существенное преимущество в розничном направлении бизнеса и позволяет отказаться от содержания собственного штата коллекторов на постоянной основе. Собственная служба хорошо подходит для сосредоточения усилий на работе с корпоративными клиентами и концентрированными проблемными активами.

В нашем банке коллекторская служба работает как с корпоративным сектором, так и с розничными клиентами. Собственную коллекторскую службу, думаю, эффективно создавать в том случае, если банк считает, что «внешние» коллекторы не смогут дать такое качество услуг, как собственная служба работы с проблемными активами.

Принимая решение о том, на каком этапе просрочки передавать кредит коллекторскому агентству, мы придерживаемся двух принципов. В потребительском кредитовании проблемная задолженность передается в коллекторское агентство при достижении определенного уровня просрочки. В корпоративном секторе решение принимается не на основании длительности просрочки, а на основании оценки перспективности отношений с клиентом.

Процент успешного взыскания по розничному сектору собственной службой и сторонним коллектором примерно одинаков. В корпортативном блоке размер успешно взысканных средств составляет 60—70% от суммы кредита.

В корпоративном секторе каждый проблемный актив уникален. Именно по этой причине в корпоративном секторе чаще всего не удается выстроить типовую схему взыскания долга. Чтобы добиться значимого результата, приходится применять целый комплекс процедур, мероприятий, действий.

К тому же существует ряд отличий в работе с компаниями малого, среднего и крупного бизнеса. В малом бизнесе, как правило, вернуть долг за счет твердых активов и значимых залогов самого предприятия не удается, так как их просто нет. Поэтому collection строится на работе с физическими лицами-поручителями по данному кредиту и их имуществом.

В среднем и крупном бизнесе часто приходится сталкиваться с грамотной юридической защитой и даже противодействием со стороны заемщика, что приводит к длительным разбирательствам, из-за чего реализация имущества может оттянуться на неопределенный срок. Но при этом, как правило, должники обладают твердыми активами и значимыми залогами для существенного покрытия долга.

Работа службы по взысканию долгов постоянно совершенствуется. Для того чтобы подстроиться под изменившуюся рыночную ситуацию мы, например, можем увеличить численность сотрудников, задействованных в различных процессах collection, повысить их квалификацию и т. д. Из-за того, что поведение заемщиков и практика судебных органов меняются, приходится пересматривать и наши методы работы в этом направлении. Однако мы всегда стараемся оставаться в рамках правового поля.

Хорошие результаты дает использование так называемого коммерческого возврата, когда при помощи самого заемщика или без него выстраивается новая бизнес-цепочка, приводящая к восстановлению или появлению нового бизнеса заемщика или реализации в добровольном порядке имущества заемщика.

Иногда же положительного результата удается достичь только через прохождение всех процедур судопроизводства и реализации имущества должника.

Преимущества использования банком собственной службы по работе с проблемной задолженностью:

Обеспечивает индивидуальный подход к корпоративным клиентам с учетом их «ценности» для банка.
Обладает большими правами в работе с должниками, так как действует в рамках банковского законодательства.
Учитывает, как результат взыскания скажется на показателях банка.
Может реструктурировать задолженность.
Отстаивает интересы банка в суде и реализует имущество.
Отслеживает историю заемщика в режиме on-line.
Позволяет оптимизировать затраты.
Поддерживает лояльное отношение банка к клиенту и клиента к банку.


Альберт Фахрутдинов, заместитель директора департамента розничного бизнеса Русь-Банка:

— Собственная коллекторская служба в банке необходима, когда банк стабильно присутствует на кредитном рынке и количество кредитов, выходящих на просрочку, в конкретном регионе является стабильным. Денежный поток от возврата проблемных активов должен окупать наличие выделенных сотрудников. Естественно, собственная коллекторская служба необходима для работы с крупными кредитами.

Собственная коллекторская служба, безусловно, более подконтрольна банку, однако она должна выступать как подрядчик выполнения работ по возврату долгов.

В случае меньшей эффективности возврата актив необходимо передавать коллекторским агентствам. Их присутствие на рынке создает здоровую конкуренцию и рыночными методами определяет, необходимо ли в каждом конкретном случае содержание собственных коллекторов. У специализированных коллекторских агентств зачастую более серьезная автоматизация, подготовка и обучение сотрудников, больший штат.

Однако в ряде случаев эффективность коллекторских агентств явно уступает эффективности собственных коллекторских служб банка в связи с тем, что лучше больше и быстрее отработать «легкие» случаи, чем заниматься действительно серьезными случаями.

Передача проблемной задолженности обуславливается особенностями не только продукта, но и конкретной ситуации. Если заемщик просто потерял работу и проблему можно решить путем реструктуризации или путем мирного диалога, то смысла передавать данный актив коллекторским агентствам может не возникнуть. С другой стороны, по ряду кредитов необходимо подключение всех возможных способов возврата уже после 30 дней просрочки.

В основном коллекторские агентства привлекаются по агентским договорам. Данный способ наиболее демократичен — получаешь столько, сколько заработал.

Цессия — это крайний способ борьбы с проблемными активами. Осуществление цессии, по сути, заключается в том, что банк оценивает дальнейшие усилия по возврату проблемных активов, соизмеряет данные усилия со сроками и потенциальной суммой возврата и определяет приемлемую для него цену реализации. Таким образом, банк исключает дальнейшие трудозатраты по взысканию актива.

Олег Ефимов, заместитель председателя правления банка «Агропромкредит»:

— Собственная коллекторская служба в банке «Агропромкредит» работает уже почти два года. Создание собственной службы целесообразно в случае, когда затраты на услуги внешней коллекторской компании превышают затраты на собственную службу. С другой стороны, как правило, наиболее эффективным является сочетание работы собственной службы и стороннего коллектора с учетом их синергетического эффекта, основанного на взаимном дополнении методов работы.

Собственная коллекторская служба имеет ряд преимуществ. Во-первых, при работе с проблемными заемщиками специальное подразделение банка обладает большим объемом правовых оснований, предусмотренных в рамках российского законодательства. Дело в том, что банковская служба действует в рамках банковского законодательства, регулирующего общение и взаимоотношения кредитной организации с клиентами.

Таким образом, банковской службе проще напрямую реструктурировать задолженность клиента, действовать в случае реализации имущества должника или в случае защиты интересов банка в суде, так как некоторые нюансы в работе банк не может передать «на сторону». Не секрет, что коллекторы в плане регулирующего законодательства находятся в довольно «слабом» положении.

Кроме того, банковская служба так или иначе отвечает за риски банка в рамках розничного кредитования, а коллектор не отвечает за риски банка в рамках процедуры взыскания. Для коллекторского агентства главное — взыскать денежные средства без оглядки на учетную политику банка-партнера. А служба банка в своей работе должна учитывать, как результат взыскания скажется на показателях деятельности банка.

Во-вторых, преимуществом банковской службы является возможность осуществления полного контроля над работой, при котором сотрудники банка могут видеть историю заемщика, отслеживать и актуализировать информацию о нем и его обстоятельствах. Уровень современных технологий не всегда позволяет передавать стороннему коллектору полную информацию в on-line режиме, потому банк находится в позиции большей осведомленности.

В-третьих, банк может оптимизировать затраты на борьбу с просроченной задолженностью. Если банку дорого оплачивать комиссию стороннего агентства, то он может справиться собственными силами. Если у банка отсутствует собственная коллекторская служба, он становится заложником ситуации и ценообразования на рынке, что особенно некомфортно в условиях кризиса.

В-четвертых, принципиальным является вопрос поддержания уровня лояльности заемщика к банку и лояльности банка к нему. Ведь банк всегда старается сохранить клиента, побудить его остаться «хорошим», вернуть в график платежей. Коллектор, в свою очередь, работает с разными банками, а один и тот же заемщик часто может значиться в базах нескольких банков одновременно. В этой ситуации коллектор должен лишь взыскать деньги, он не обязан следить за уровнем лояльности клиента к каждому конкретному банку.

В то же время у коллекторского агентства также есть ряд преимуществ по сравнению с банком. Во-первых, синергетический эффект, обусловленный тем, что коллектор видит заемщика в разных банках и может отследить его кредитную историю, то есть получить более полную информацию, что позволяет легче работать, например, с неконтактными заемщиками. Во-вторых, коллектор обладает потоковыми, конвейерными технологиями работы и может, в отличие от банка, до бесконечности наращивать службу сотрудников и набирать портфель, так как занимается исключительно этим видом деятельности.

Управление взысканием просроченной задолженности закладывается в систему риск-менеджмента банка, поэтому критерии могут меняться и определяются в зависимости от того, как банк управляет рисками. В целом показатель успешности взыскания долгов зависит от экономической ситуации в регионе и качества управления в коллекторской службе банка. Для определения коэффициента успешного взыскания заложенная экономическая эффективность сопоставляется с экономической ситуацией в конкретном городе, регионе или стране в целом. В зависимости от конъюнктуры рынка меняется понимание, что эффективно, а что не эффективно, соответственно, меняются и коэффициенты успешного взыскания. Подчеркну, что банк «Агропромкредит» крайне внимательно относится к системе риск-менеджмента банка и с помощью различных технологий управления гибко реагирует на изменение внешних и внутренних факторов.

Сейчас наблюдаются две противоположные тенденции в банковской среде: одни банки отзывают портфели из коллекторских агентств, другие, напротив, сокращают собственные службы и отдают просрочку на аутсорсинг.

Преимущества использования банком коллекторского агентства в работе с проблемной задолженностью:

Отдав коллекторскому агентству розничный портфель, специализированная банковская служба может сосредоточиться на работе с корпоративным сектором и концентрированными проблемными активами.
Позволяет банку сэкономить на содержании штатных сотрудников.
Обеспечивает эффект рыночной конкуренции и стимулирует собственные службы банка к повышению качества работы.
Из-за более высокого уровня автоматизации и большего количества сотрудников способно охватить большое количество должников.
Сотрудники имеют высокий уровень квалификации.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
«Вышла на пару часов поработать на больничном — в итоге осталась без пособия»
29.05.2025
4310
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
Тест: мошенники или «Госуслуги» — сможете ли вы распознать фальшивое сообщение?
29.05.2025
1811
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
«Попала в ДТП на арендованной машине»: как быть, если выставили счет за ущерб
28.05.2025
2084
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
Тест: что можно и нельзя брать с собой в ручную кладь в 2025 году
28.05.2025
3816
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
«Мне сказали, что положена доплата за 40 лет стажа. Где мои деньги?»
27.05.2025
5108
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
Тест: умеете ли вы экономить на авиаперелетах?
26.05.2025
2858
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
Тест: как понять, что вместо вклада вам пытаются продать другой финансовый продукт
25.05.2025
7259
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
Отпуск-2025: угадайте цены и проверьте свой туристический бюджет
24.05.2025
4131
«Выкупили купе, а попутчик все равно появился: законно ли это и что делать?»
«Выкупили купе, а попутчик все равно появился: законно ли это и что делать?»
22.05.2025
91501
Рейс отменили или задержали: как вернуть деньги за билеты в полном объеме в 2025 году
Рейс отменили или задержали: как вернуть деньги за билеты в полном объеме в 2025 году
22.05.2025
7315

Материалы по теме

Автопродажи получат подкрепление
В каких регионах выросла сумма потребительского кредита
Платежная карта «Мир» ищет новые рынки и готова идти вслед за россиянами
В 2019 году малый и средний бизнес получит кредитов на триллион

Главная Новости Обзор прессы Собственный коллектор — защита банка от высоких цен
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+