• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

Банки и россияне: неучастие и недоверие

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 10.06.2013 01:07
2 665
Время прочтения: 5 минут
Источник
Ведомости
​

Почти 2/3 россиян предпочитают ни при каких обстоятельствах не иметь дело с банками и кредитными организациями. Они предпочитают хранить деньги дома наличными и брать в долг у друзей и знакомых. Это вызвано низким доверием большинства населения к официальным финансовым институтам.

По данным исследования «Евробарометр в России», проведенного в 2012 г. Центром социологических исследований РАНХиГС под руководством Виктора Вахштайна и Павла Степанцова, финансовая активность населения России в 1,5—2 раза ниже, чем активность жителей Западной Европы. Только треть россиян имеют сбережения, и чуть более 10% смогли отложить деньги за 2012 г. Кредитными услугами пользовалась лишь четверть населения страны.

Финансовое поведение населения свидетельствует об отсутствии инвестиционных стратегий у подавляющего большинства населения страны: накопленные деньги не инвестируются в недвижимость или ценные бумаги, не вкладываются в банк — напротив, они остаются лежать мертвым грузом дома или на депозитных счетах, преимущественно в рублях. Менее 3% людей, имеющих сбережения, приобретают ценные бумаги, вкладывают деньги в бизнес или недвижимость.

Причина этого не в недостатке денежных средств — большинство (57%) всех жителей страны независимо от того, имеют они сбережения или нет, уверены, что деньги лучше всего хранить наличными в рублях. На данный момент только около 2% опрошенных готовы инвестировать деньги в ценные бумаги и примерно столько же — в недвижимость.

Можно заключить, что финансовые продукты востребованы на данный момент незначительным числом людей. Их доля от общего населения страны не превышает 5%. Парадоксально, но при этом активны на финансовом рынке не обязательно люди с очень высоким уровнем доходов. Около 70% из активных потребителей финансовых продуктов имеют доход на члена семьи менее 30 000 руб. в месяц.

Главная причина низкой финансовой активности россиян — высокий уровень недоверия к финансовым институциям. В России доверяют банкам и инвестиционным компаниям лишь 30% населения. Более 60% жителей страны уверены, что с банками и кредитными организациями лучше не иметь контактов ни при каких обстоятельствах. Поэтому даже большинство тех, кто делает сбережения, предпочитают хранить их дома наличными в российской валюте.

В этих условиях основная финансовая активность жителей страны уходит в серую зону: кризис доверия официальным финансовым институтам компенсируют отношения межличностного доверия. Финансовые отношения и сделки с друзьями и знакомыми являются в 2—3 раза более распространенными в России, чем официальные контакты с кредитно-денежными организациями.

Так, около половины россиян готовы давать и брать деньги в долг у близких друзей и знакомых. В среднем житель страны может собрать до 70 000 руб. за три дня в экстренной ситуации, обратившись к близким друзьям или родственникам. Чем более развита у человека сеть сильных связей — количество близких и доверительных контактов, — тем выше его кредитный потенциал на неофициальном финансовом рынке. Так, например, те респонденты, у которых сеть доверительных отношений включает в себя более 20 контактов, могут собрать за три дня в среднем около 300 000 руб.

При этом нельзя сказать, что официальные финансовые услуги полностью вытесняются серыми кредитно-денежными отношениями. Несмотря на распространенность неформальных финансовых практик, существуют люди, которые предпочитают пользоваться услугами официальных кредитно-денежных организаций. Около 25—30% жителей страны хранят сбережения и берут кредиты исключительно в банках, а обращаться к друзьям за финансовой помощью — несмотря на их количество — для них неприемлемо.

Таким образом, существуют два базовых способа участия в финансовых отношениях — формальный и неформальный. Если первый предполагает наличие официальных и четко обозначенных договоренностей, то последний (неформальный) выстраивается на основании неофициальных и непроговоренных взаимных обязательств. Неофициальные отношения всегда носят двусторонний характер: получение помощи от друзей и знакомых предполагает, что им тоже надо будет помочь в случае необходимости. Именно поэтому люди, предпочитающие брать деньги у друзей и знакомых, сами на 25—30% чаще дают в долг. Безусловно, это требование никак не оформлено и даже не озвучивается, однако от этого оно не является менее принудительным.

Как показывает исследование, выбор предпочтительного способа финансовых отношений зависит от уровня межличностного доверия и доверия к официальным институциям. Чем больше люди доверяют последним, тем в более долгосрочные формальные финансовые отношения они будут готовы включаться. На данный момент существуют четыре базовых стратегии поведения населения на финансовом рынке, которых придерживаются разные по численности группы населения:

— Стратегия неучастия в любых финансовых отношениях. Те, кто придерживается этой стратегии, практически не делают сбережений, не берут кредиты и с недоверием относятся как к формальным, так и неформальным финансовым отношениям. Люди, следующие этой стратегии, уверены, что давать деньги и брать в долг не следует ни при каких условиях. Она распространена среди более чем трети населения России.

— Стратегия участия исключительно в неформальных финансовых отношениях. Эта стратегия основывается на уверенности, что иметь дело с официальными финансовыми организациями рискованно, поэтому в случае необходимости можно брать (и давать) деньги в долг только у знакомых и друзей. Данного способа поведения придерживается наибольшая часть людей, которые так или иначе вступают в финансовые отношения.

— Стратегия участия в краткосрочных официальных финансовых отношениях. Люди, следующие этой стратегии, доверяют финансовым институтам, однако не уверены относительно перспектив долгосрочных отношений с банками и кредитными организациями. Поэтому они ориентированы лишь на получение краткосрочных потребительских кредитов и предъявляют спрос только на депозитные вклады в банки. Этой стратегии поведения придерживаются 20% населения России.

Важно, что выбор стратегии финансового поведения практически не связан с уровнем дохода и местом работы респондентов. Основным фактором выбора стратегии финансового поведения оказывается уровень доверия. Те, кто доверяет финансовым институтам или своим знакомым и друзьям, в большей мере склонны вступать в финансовые отношения, чем те, кто не доверяет. Низкий уровень доверия к финансовым институтам объясняет тот факт, что значительная часть финансовых транзакций проходит в серой зоне. Для 35% россиян предпочтительным способом получения денег в случае необходимости будет взять в долг у знакомых и друзей. Те же люди, кто доверяет банкам и кредитным организациям, простраивают самые долгосрочные отношения с банками и кредитными организациями, но они составляют лишь небольшую часть населения страны.

Виктор ВАХШТАЙН, Павел СТЕПАНЦОВ

Авторы — ведущий научный сотрудник Центра социологических исследований РАНХиГС, и. о. директора Центра социологических исследований РАНХиГС

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
25.06.2025
2224
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
7466
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
11739
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
16300
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
21.06.2025
7981
МРОТ растет: как  малому бизнесу адаптироваться
МРОТ растет: как малому бизнесу адаптироваться
20.06.2025
18403
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
20.06.2025
8580
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
19.06.2025
4826
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
17.06.2025
5957
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
16.06.2025
16624

Материалы по теме

В каких регионах выросла сумма потребительского кредита
В ЦБ сообщили о рекордном росте долларовых вкладов в России
Крупнейшие банки снизили ставки по вкладам вслед за Сбербанком
Занялись баксом: россияне увеличили накопления в валюте

Главная Новости Обзор прессы Банки и россияне: неучастие и недоверие
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+