Банк «Финсервис» первым из российских игроков ипотечного рынка будет предлагать кредиты на покупку жилья в розничных торговых сетях. Такой способ реализации ипотеки поможет банку сэкономить на рекламе, но невысокая квалификация сотрудников в торговых сетях может снизить интерес к продукту у потенциальных клиентов.
Сегодня банк «Финсервис» объявит о запуске своей ипотечной программы. Ее уникальность в том, что в качестве канала реализации ипотечных кредитов будут использоваться торговые сети. В частности, банк будет предлагать кредиты на покупку жилья в сети магазинов «Седьмой континент».
Банк «Финсервис» создан в мае 2006 года. 51% его акций принадлежит сети супермаркетов «Седьмой континент», 49% — Собинбанку. На начало 2008 года его активы составляли 4,7 млрд руб., капитал — 1 млрд руб., портфель кредитов физлицам — 1,8 млрд руб., прибыль банка по итогам 2007 года составила 21,5 млн руб. Банк работает по принципу in-store banking, то есть предоставляет финансовые услуги под крышей ритейлера. На начало 2008 года сеть «Седьмого континента» состояла из 127 магазинов в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Челябинске, Рязани, Перми и Калининграде.
До сих пор российские банки, активно работающие в торговых сетях, не использовали этот канал для продвижения ипотечных продуктов. Хоум Кредит энд Финанс Банк предлагает клиентам заполнить заявку на сайте банка либо в банковских офисах. ДжиИ Мани банк в интервью «Ъ» в феврале 2008 года заявлял о своем намерении реализовывать ипотеку в том числе и в торговых точках, но до сих пор продает кредиты на покупку жилья только в банковских отделениях.
Опрошенные «Ъ» участники рынка считают, что использование новых каналов способно расширить клиентскую базу банка. «В этом смысле «Седьмой континент» может оказаться удачным выбором, поскольку его аудиторию составляют в большинстве своем состоятельные люди, которых может интересовать приобретение жилья»,— говорит аналитик агентства «Русрейтинг» Виктория Белозерова.
В то же время эксперты указывают на риски использования такого канала для реализации именно ипотечных продуктов банков. «Ипотека — более сложный и индивидуальный продукт, нежели другие розничные кредиты,— поясняет руководитель блока ипотечного кредитования Альфа-банка Илья Зибарев.— Ее возможно удачно продавать при наличии отдельной переговорной комнаты в точке продаж». Кроме того, основной задачей ипотечных менеджеров является не столько знание продукта, сколько умение правильно оценить потенциального заемщика, отмечает господин Зибарев. С ним согласен вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников: «Для целей привлечения ипотечных клиентов квалификации представителей банков в торговых точках явно недостаточно. В результате продукт вряд ли будет пользоваться спросом, и время и деньги банка будут потрачены впустую». По мнению господина Крайникова, единственный способ продвигать ипотеку через торговые сети — создать упрощенный стандартизированный продукт, однако, как это сделать в данном сегменте рынка, банкиры не представляют.
По мнению директора департамента маркетинга Русь-банка Дмитрия Юрцвайга, реализация ипотеки через торговые сети не только может оказаться неэффективной, но и повышает риски банка в части привлечения не самых надежных клиентов. При этом он отмечает, что большой трафик посетителей в «Седьмом континенте» сделает удельные затраты на рекламу продукта меньше, чем при продвижении по иным каналам.
Юлия ЧАЙКИНА