О том, что генпрокурор Юрий Чайка по итогам проверки госкомпании направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением покарать виновных, стало известно «Коммерсанту». В частности, Генпрокуратура уверяет, что руководство агентства необоснованно направило 11 млрд рублей на вознаграждение партнеров. Второе обвинение состоит в том, что руководство АИЖК размещало средства на депозитах под заниженные проценты — они были ниже, чем те проценты, под которые агентство в тот же период привлекало заемные средства. Все это в целом способствовало удорожанию ипотеки, виновные должны понести наказание, таковы выводы, представленные в Кремль.
Об итогах проверки уже осведомлены в правительстве: помощник президента Андрей Белоусов поручил первому зампреду Игорю Шувалову и не позднее 15 марта направить в администрацию президента материалы для подготовки доклада Владимиру Путину.
В Белом доме издание заверили, что готовят решительные кадровые меры. В то же время Гендиректор АИЖК Александра Семеняка прокомментировал, что «в целом замечания Генпрокуратуры относятся к хозяйственной деятельности агентства, никаких хищений имущества, влекущих уголовное преследование, не выявлено».
Если Кремль примет позицию Генпрокуроры во внимание, проблемы могут возникнуть не только у руководителей агентства: так, в фокусе Генпрокуратуры внимания оказался другой помощник президента — Аркадий Дворкович. По данным проверки, 2,6 млрд рублей под заниженные проценты были размещены на депозитах в Ханты-Мансийском Банке, и в этом «был заинтересован председатель набсовета агентства Дворкович А. В., так как его жена является членом совета директоров данного банка. В установленном законом порядке эти сделки набсоветом одобрены не были». Как и многие другие сделки — они шли в обход наблюдательного совета, заявляет генпрокурор.
По итогам генпрокурорской проверки вскрылось очевидное: большинству населения ипотека по-прежнему не по карману. Даже после того, как АИЖК получило из бюджета огромные суммы на развитие ипотеки: более 95 млрд рублей внесены в уставный капитал, и ими дело не ограничивается, требуемого положительного влияния на развитие российского ипотечного рынка жилья не заметно, уверен Юрий Чайка.
В частности, приводится расчет, что при покупке в кредит в Москве квартиры площадью в 53 кв. м стоимостью 6 млн рублей под 12,15% годовых нужен ежемесячный доход не менее 190 тыс. рублей (при средней зарплате в 50 тыс. рублей), поскольку за 15 лет заемщику придется выплатить 20 млн рублей, из них 14 млн в виде процентов. Ставки, по мнению Юрия Чайки, остаются столь высокими в том числе потому, что за период с 2004 по 2013 годы сумма вознаграждения партнерам превысила 11 млрд рублей. Эксперты полагают, что Генпрокуратура говорит о комиссиях за выдачу (0,5—1,5%) и за сопровождение кредита (около 1% от остатка долга).
В некоторых моментах трудно не согласиться с Юрием Чайкой. Очевидно, что текущие ставки АИЖК действительно не по карману даже среднему классу — основному потребителю банковских услуг такого рода в развитых странах. Ипотека в РФ была и остается в основном услугой для богатых. А значит стоит ли тратить на ее поддержку огромные суммы? Ведь помимо программ АИЖК, госсредства выделяются и по другим направлениям — например, через ВТБ24.
Формально в указах президента и его посланиях федеральному собранию давно ставится вопрос о снижении стоимости ипотеки. И их невыполнение может и даже должно стать поводом для санкций в отношении должностных лиц, которые не выполняют последующие поручения правительства. А если порыться в архивах, то можно найти обещания Аркадия Дворковича пятилетней давности снизить ипотечные кредиты до 10—11% для малообеспеченной части населения и до 12—14% для обеспеченных людей (что конечно тоже много, да и до сих пор недостижимо).
Но есть и еще одна «сторона медали»: несменяемость руководства в отечественных госагентствах — а это повсеместная практика, а не локальная проблема АИЖК, создает идеальную питательную среду для коррупции. Одни и те же лица годами сидят на руководстве, остаются на своих постах при смене юрлица, переходят руководителями в «отпочковавшиеся» структуры, уходят и возвращаются обратно при нехватке персонала.
Екатерина КАЦ
Комментарии