Вчера ФАС сообщила о возбуждении дела в отношении Московской областной думы по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Поводом стало предоставление областью гарантий кредитным организациям, работающим с Ипотечной корпорацией Московской области (ИКМО) по программе переселения граждан из ветхого жилья. По мнению аналитиков, действия ФАС могут осложнить ситуацию с выплатой компанией долгов, поскольку ИКМО помимо собственной задолженности имеет обязательства перед инвесторами, приобретавшими облигации другой проблемной компании — Московского областного ипотечного агентства (МОИА).
Как сообщила ФАС, в июле 2008 года в бюджет Московской области были внесены изменения, согласно которым воспользоваться гарантиями по реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» может только Ипотечная корпорация Московской области. В бюджете области на 2008 год были предусмотрены госгарантии банкам на сумму 750 млн руб. «Мы хотели бы понять, почему депутаты Московской областной думы приняли такое решение и почему эта компания получила государственные гарантии на 750 млн руб.», — говорит начальник управления ФАС России по борьбе с картелями Александр Кинев. Кроме того, в ходе проверки антимонопольная служба выявила признаки сговора между чиновниками муниципальных образований и ИКМО при предоставлении земельных участков под строительство. «Эта организация (ИКМО. — РБК daily) за период с октября 2007 года по июль 2008 года стала победителем более 30 аукционов в различных муниципальных образованиях Московской области и за очень небольшие деньги получила права на десятки гектаров городских территорий», — отметил Александр Кинев. Вчера получить комментарии руководства ИКМО не удалось.
Отметим, что S&P отозвало рейтинг ИКМО в середине февраля 2009 года по просьбе компании. Кредитные рейтинги ИКМО были помещены в список CreditWatch (рейтинги на пересмотре) с «негативным» прогнозом 27 октября прошлого года. По словам аналитика S&P Феликса Эйгеля, претензии ФАС могут сказаться на способности области исполнять свои обязательства по гарантии, выданной по обязательствам ИКМО, если гарантия будет признана недействительной. Напомним, что ИКМО является крупным должником МОИА: ее обязательства перед ипотечным агентством составляют 8,4 млрд руб. (см. РБК daily от 11.03.09). За счет возврата этих долгов МОИА планировало рассчитаться по собственным долгам, в том числе и с держателями облигаций. Как отметил Феликс Эйгель, МОИА и было фактически создано как SPV-компания для ИКМО: МОИА занимало деньги на рынке и передавало ИКМО. «Естественно, что финансовые сложности ИКМО влекут за собой финансовые сложности у МОИА, — говорит
Не меньше проблем и у другой «дочки» Московской области — Московской областной инвестиционной трастовой компании (МОИТК). В конце марта МОИТК не исполнила оферту по облигациям на сумму 4 млрд руб. В связи с этим S&P понизило кредитные рейтинги МОИТК: долгосрочный кредитный рейтинг с СС до SD («выборочный дефолт») и рейтинг по национальной шкале с ruCC до SD. Аналитики отмечают, что компания исполняет другие свои обязательства. В частности, МОИТК сообщила, что выплатила банковский кредит сроком погашения 26 марта 2009 года, а также провела купонные платежи по двум выпускам облигаций. В то же время аналитики S&P считают, что ликвидность МОИТК, мягко говоря, слабая: «В течение последних четырех месяцев доступные денежные средства компании не превышали 250 млн руб., что является незначительной суммой по сравнению с объемом прямого долга размером 21,5 млрд руб. со сроками погашения в течение ближайших 12 месяцев. Большая часть долговых выплат произведена за счет целевых субсидий, полученных из областного бюджета».
Добавим, что ситуация с долгами областных «дочек» обостряется и в связи с возможными проблемами с ликвидностью у самой Московской области. Как отмечается в опубликованном вчера пресс-релизе S&P, за первые два месяца 2009 года доходы области сократились на 4%, а объем доступных денежных средств уменьшился на 30% и составил около 8,1 млрд руб. против 12,4 млрд на начало года. «Как следствие, области, вероятно, придется увеличить объем долга, что может оказаться затруднительным и затратным в условиях негативных настроений рынка», — считают аналитики S&P. При этом в агентстве признают, что не располагают достаточной информацией о финансовой политике области, в частности данными о показателях ликвидности области, планом рефинансирования долга, сведениями о переговорах с федеральным правительством относительно финансовой поддержки, а также об управлении долгом принадлежащих области компаний в 2009—2010 годах. Поэтому S&P приняло решение приостановить поддержку рейтингов Московской области.
Полина СМОРОДСКАЯ