«Мошенники оплатили покупки моей картой. Что делать?»

Дата публикации: 13.11.2023 17:16 Обновлено: 14.12.2023 12:23
6 213
Время прочтения: 5 минут
«Мошенники оплатили покупки моей картой. Что делать?»

Мошенники крадут у россиян миллиарды рублей: более 3,5 млрд во II квартале, более 4,4 млрд — в I квартале, по данным Банка России. Одна из популярных у злоумышленников схем — оплата покупок чужими картами. Рассказываем, как обезопасить карту и что делать, если деньги похищены.

Откуда мошенники могут узнать данные чужой карты и как себя уберечь

Есть несколько вариантов:

1. Поддельное сообщение. Мошенники могут прислать уведомление об оплате покупки с номера, похожего на официальный номер банка. Через некоторое время злоумышленники связываются с человеком, представляются сотрудниками банка, сообщают о несанкционированном списании средств и предлагают назвать конфиденциальные данные карты, код из СМС или перевести деньги на спецсчет
Важно! В случае подозрительной операции банковские сотрудники действительно связываются с клиентом, но они никогда не спрашивают конфиденциальные данные карты, коды из СМС и не просят перевести деньги на какой бы то ни было счет. 
Что делать: если вы получили уведомление о покупке, которую не совершали, загляните в мобильное приложение, в раздел с операциями — действительно ли произошло списание, затем свяжитесь со своей финансовой организацией и сообщите об этом. Если следом за сообщением о покупке вам позвонили якобы из банка, ни в коем случае не называйте персональную банковскую информацию и не переводите деньги на «безопасный» счет!

2. Карта утеряна или украдена. В таком случае мошенники просто вводят ее данные при оплате в магазине — на многих интернет-площадках не нужно подтверждать операцию с помощью кода из СМС или push-уведомления (эта технология называется 3D Secure). Обратите внимание: мошенники могут использовать карту не только для онлайн-, но и для офлайн-покупок. Дело в том, что при бесконтактной оплате покупок небольшой стоимости (1 тыс. — 3 тыс. рублей, в зависимости от платежной системы и банка, выпустившего карту) не нужно вводить ПИН-код. 
Что делать: не оставляйте карту без присмотра, в случае потери немедленно блокируйте ее. Используйте для оплаты телефон или платежный стикер. Не храните карту рядом с ПИН-кодом.

3.Данные карты скомпрометированы. Магазины и сервисы регулярно допускают утечки персональных данных клиентов, в том числе — данных их карт. Но чаще всего граждане сами компрометируют конфиденциальную банковскую информацию: вводят данные карты на фишинговых сайтах или называют их третьим лицам. 
Что делать: во избежание компрометации карты в Интернете, заведите отдельный пластик для онлайн-покупок. Здесь можно подобрать бесплатную дебетовую карту, а здесь — кредитную.
Запомните: знать данные карты должен только ее владелец — их нельзя передавать никому, даже родственникам. При попадании данных к посторонним карту следует заблокировать.

Что такое компрометация карты и чем она опасна

Что делать, если с карты действительно списаны деньги

Если вы получили сообщение о покупку, которую не оплачивали, и банк подтвердил, что операция совершена, карту следует немедленно заблокировать. Сделать это можно по телефону горячей линии банка, в мобильном приложении или интернет-банке, в отделении (наиболее долгий способ), некоторые финансовые учреждения позволяют блокировать карту с помощью СМС-команды

Также следует запросить перевыпуск: счет, к которому привязана заблокированная карта, останется прежним, а вот номер, срок действия пластика, а также CVC-код будут новыми. За перевыпуск может взиматься комиссия.

Следующий шаг — в течение 24 часов необходимо обратиться в банк с заявлением о возврате списанных средств. Подробно опишите ситуацию: укажите дату, время, сумму несанкционированного списания, а также магазин или сервис, в котором была совершена покупка, подсказывает эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко. Лучше всего подать заявление в отделении финансовой организации и попросить сотрудника банка выдать справку, подтверждающую, что документ принят.

Затем подайте заявление в полицию по факту кражи денежных средств. В документе также подробно опишите произошедшее.

Вернет ли банк деньги, если их похитили мошенники?

Все зависит от того, были ли данные карты скомпрометированы и действительно ли операция совершена без участия клиента.

«Банк по заявлению инициирует расследование: оценит место и характер платежей, способ оплаты и был ли использован ПИН-код или одноразовый пароль из СМС. <...> Если держателю карты удастся доказать, что средства были потрачены без его участия, а обращение в банк было подано вовремя (в течение 24 часов), деньги будут возвращены», — говорит Дайнеко.

Доказать непричастность к несанкционированной офлайн-операции можно с помощью видеозаписей в точках продаж, где совершена покупка, а также нахождением клиента в другом месте в момент оплаты (например, он был на работе или в командировке в другом городе).

С несанкционированными онлайн-покупками — сложнее. Если мошенники использовали CVC-код, одноразовый пароль из СМС/push-уведомления или оплатили покупку через мобильное приложение клиента с помощью QR-кода для оплаты, банк, скорее всего, откажет в компенсации, добавляет эксперт.

Гарантированно финансовая организация обязана вернуть деньги, если банк:

- не уведомил клиента о списании средств;

- не обеспечил безопасность счетов и переводов;

- провел трансакцию уже после сообщения клиента о пропаже карты;

- не приостановил операцию с признаками нарушения закона;

- допустил техническую ошибку.

Можно ли обезопасить свою карту и деньги от мошенников

Можно. Достаточно следовать следующим правилам:

  • Следите за операциями по счету. Не рекомендуем отключать СМС- или push-уведомления об операциях.
СМС или push: какие уведомления по карте безопаснее и выгоднее
  • Установите лимит на операции. Даже если карта потеряна или украдена, мошенники не смогут похитить с нее сколько-нибудь внушительную сумму. Настроить лимит просто. Например, для карты Сбербанка в мобильном приложении следует выбрать раздел «Платежи», затем нажать на «Тарифы и лимиты», затем — на «Суточный лимит на платежи и переводы» и установить сумму. А вот алгоритм действий для карты Тинькофф: в мобильном приложении выберите карту, в открывшемся окне нажмите на «Лимит по карте» и введите вручную его сумму или воспользуйтесь шаблонами банка.
  • Для покупок в Интернете используйте отдельную банковскую карту — держите на ней небольшую сумму или устанавливайте лимиты.
Подобрать карту для онлайн-покупок
  • Как вариант, для онлайн-оплаты используйте бесплатную виртуальную карту.
  • Совершайте покупки только у проверенных продавцов.
  • Не храните карту в чехле мобильного телефона, а также рядом с ПИН-кодом.
  • Никому не называйте персональные данные карты, логин и пароль для входа в онлайн-банк, одноразовые коды из СМС. Знать эту информацию можете только вы.
  • Не переводите деньги на некие «специальные» или «безопасные» счета — за ними стоят мошенники.

С помощью сервисов Банки.ру вы можете найти подходящую дебетовую или кредитную карту, подобрать вклад или накопительный счет, оформить потребительский кредит, посмотреть условия по ипотеке.

Какие данные карты можно давать посторонним, а какие — нельзя


 

Читать в Telegram
telegram icon

Горячая линия

Логотип "Тинькофф Банка" Парфенова Екатерина

Парфенова Екатерина

Руководитель отдела поддержки клиентов в социальных сетях
Логотип "Сбербанка" Александрова Мария

Александрова Мария

Эксперт службы заботы о клиентах

Банки.ру+

Материалы по теме