«Хоум Кредит» выставил долги на тендер

Дата публикации: 04.08.2006 09:40
14 251
Время прочтения: 9 минут
Источник
Коммерсант

Вчера один из крупнейших игроков на рынке экспресс-кредитования Хоум Кредит энд Финанс банк (ХКФ-банк) объявил тендер на продажу просроченной задолженности по потребительским кредитам. Это первая публичная сделка такого рода в России. Участники рынка признают ее значимость для ценообразования на услуги коллекторских агентств. При этом они прогнозируют, что продать весь объем просроченных долгов ХКФ-банк не сможет.

Как сообщили Ъ в пресс-службе банка, заявки на участие в тендере будут приниматься с 3 по 25 августа. Портфель задолженности будет разбит на блоки по регионам и периодам просрочки, таким образом, победителями тендера смогут стать несколько коллекторских агентств. Договоры с ними банк планирует заключить в октябре.

Открытый тендер по продаже просроченных долгов на российском банковском рынке проводится впервые. До сих пор банки воздействовали на должников самостоятельно через службу безопасности или аффилированное коллекторское агентство (так работает, например, «Русский стандарт») либо привлекали сторонние коллекторские агентства по договору комиссии. Сделки по продаже долгов и снятию их с баланса банка на российском рынке также были, но в очень малом количестве и проводились в закрытом режиме.

То, что на публичную продажу долгов первым пошел именно ХКФ-банк, вполне объяснимо: в силу специализации на самых рисковых видах кредитования (экспресс-кредиты в торговых розничных сетях) портфель просроченной задолженности у банка самый большой на российском рынке. Как уже сообщал Ъ, это стало одной из главных причин смены руководства банка весной этого года. По данным агентства «Русрейтинг», объем просроченной задолженности ХКФ-банка составляет 28,33% от кредитного портфеля (по результатам первого квартала — 20 млрд руб.). В самом банке называют цифру 14%.

«Открытый тендер позволит банку не только очистить баланс от неприятного балласта, но и поднять цену на продаваемые долги»,— объясняет генеральный директор «Интерфакса ЦЭА» Михаил Матовников. В то же время представители коллекторских агентств и аналитики единогласно утверждают, что весь портфель просроченной задолженности ХКФ-банку продать не удастся. По оценкам коллекторов, просрочка свыше года может быть оценена в 1—2% от ее объема, просрочку свыше трех лет продать не удастся, просрочка на 120—180 дней при благоприятном исходе может быть продана максимум за 20% стоимости. Более короткие долги не так безнадежны, и банк, скорее всего, повременит их продавать.
Кроме того, далеко не все агентства готовы участвовать в открытом тендере. «Рынок продаж просроченных долгов в России только начинает развиваться. Из-за высоких рисков при выкупе долгов коллекторские агентства предпочитают работать по договору комиссии»,— говорит глава коллекторского агентства ФАСП Александр Морозов. А заместитель генерального директора агентства «Центр-ЮСБ» Александр Федоров добавляет, что его компания «рассматривает возможность выкупа долгов в очень редких случаях и лишь у тех банков, с которыми работала раньше по договору комиссии».

Тем не менее желающие участвовать в тендере все-таки есть. На риск готовы пойти крупные участники рынка, имеющие опыт выкупа долгов. «Мы собираемся участвовать в этом тендере, поскольку располагаем достаточными собственными средствами, а также опытом выкупа долгов, отлаженной системой оценки рисков, подготовленным персоналом»,— сообщил Ъ председатель совета директоров КА «Секвойя кредит консолидейшн» Евгений Бернштам.

В любом случае главным итогом тендера ХКФ-банка, по мнению участников рынка, может стать установление рыночных цен на просроченную задолженность. «Даже если сумма сделки будет не слишком большой, это позволит получить статистику для начала ценообразования на рыночной основе,— считает господин Матовников.— И следующие сделки будут совершаться с оглядкой на эту». Правда, на массовую продажу долгов банкиры готовы будут пойти еще не скоро. «Единичная сделка лишь начало, но не залог грамотной рыночной системы ценообразования на услуги коллекторов»,— считает директор по управлению рисками Инвестсбербанка Алексей Трифонов.

Светлана ДЕМЕНТЬЕВА

Реплики

Ведомости: Не вернуть, так продать

«Хоум Кредит» выставил просроченные кредиты на торги

«Хоум Кредит энд Финанс Банк» создал прецедент: выставил просроченные долги на открытый конкурс. Но до полноценного рынка просроченных долгов еще далеко — банки не спешат расставаться с такими активами, а купить их под силу лишь нескольким коллекторским агентствам.

В октябре прошлого года ХКФБ передал взыскание просроченных долгов на аутсорсинг. Подробностей в банке раскрывать не стали, но сообщили, что для работы с просрочкой платежей начали «на определенных этапах взаимодействия с клиентами» привлекать юридические компании и коллекторские агентства. «Целесообразность привлечения аутсорсинга обусловлена увеличением объемов бизнеса и его обширной географией», — объяснили тогда в пресс-службе ХКФБ.

Теперь приобрести просроченные долги ХКФБ предлагает всем желающим. До 25 августа ХКФБ принимает заявки, а в октябре планирует подписание договора с победителями тендера. Крупнейшие регионы, просроченные кредиты в которых ХКФБ собирается пустить с молотка, — это Москва и область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Башкортостан. Минимальная стоимость лота (объем просроченных кредитов с процентами) составит 15 млн руб. А предлагаться будут кредиты, просроченные более чем на полгода и более чем на год.

Подобный открытый тендер проводится впервые, считает аналитик «Русрейтинга» Виктория Белозерова и добавляет, что «Хоум Кредит» не только один из немногих банков, раскрывающий показатели просроченной задолженности по кредитам населению, но и лидер по этому показателю. По оценке Белозеровой, на 1 июня просроченная задолженность составляла 28%, достигнув критического уровня.

Основной конкурент ХКФБ — банк «Русский стандарт» работает со своим дочерним коллекторским агентством и пока новых помощников не ищет. «Банк просто не хочет, чтобы кто-либо знал его клиентов. По этой же причине было создано и собственное кредитное бюро», — признался один из менеджеров «Русского стандарта».

Подавляющему большинству банков продажа кредитов не нужна, поскольку масштабы просрочки у них несоизмеримо ниже, чем у ХКФБ, уверяет зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. «Авангард», по его словам, не продает свои «плохие» кредиты, а отдает их в работу коллекторскому агентству.

Коллеги «Хоум Кредита» не спешат покупать его «плохие» кредиты. Банкам интересны клиенты, длительность просрочки которых не превышает 60 дней — с такими кредитами еще возможна работа, утверждает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. Он считает, что тендер должен привлечь внимание коллекторских агентств.

О готовности участвовать в торгах просроченными долгами заявили коммерческий директор Финансового агентства по сбору платежей Александр Морозов, гендиректор «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева и директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер. Докучаева предполагает, что просроченными кредитами могут заинтересоваться и инвесткомпании, которые отдадут их на обслуживание тем же коллекторам.

Другие сборщики долгов не столь оптимистичны. «Даже если удастся дешево купить, для сбора долгов придется отвлекать огромные ресурсы. Ведь продаваться будут самые плохие кредиты», — считает начальник отдела по досудебному взысканию компании Ole Consulting Олег Рябоконь. «Скорее всего, это долги людей, у которых действительно нет денег, и выбивать их придется от двух до пяти лет», — говорит руководитель другого агентства.

О стоимости лотов претенденты говорят неохотно. По мнению одного из них, требования будут проданы максимум за 10% от номинала. Другой предрекает диапазон в 1—3%.

ХКФБ намерен и впредь продавать проблемные кредиты, но их полноценный рынок сложится еще не скоро, предупреждают эксперты. «Нужно повышать эффективность собственной службы. Рынок в России неразвит, и мы считаем нецелесообразным продавать пакеты проблемных кредитов по цене 5—7% от номинала», — говорит вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко.

Время новостей: Долги на продажу

«Дочка» Home Credit выставила на тендер просроченные кредиты

Российская «дочка» банка Home Credit — Хоум Кредит энд Финанс банк, активно занимающаяся потребительским кредитованием, решила продавать свои просроченные кредиты. Вчера банк официально объявил о проведении тендера по уступке прав по договорам, имеющим просроченную задолженность. Срок подачи заявок на участие — до 25 августа. По мнению ХКФ, тендер позволит ему расширить спектр инструментов для работы с просроченной задолженностью, а также круг компаний, заинтересованных в подобном виде деятельности. Некоторые участники рынка сомневаются в успешности такого предприятия, однако, по мнению оптимистов, такой шаг может положить начало очень удачной практики, которая будет выгодна как для банков, специализирующихся на кредитовании физических лиц, так и для покупателей кредитов.

Просроченные кредиты, которые собирается продать ХКФ, назвать надежными нельзя. Как заявил представитель одного из крупных российских банков, активно занимающегося кредитованием, «решение «Хоум Кредита», бесспорно, остроумное и интересное», оно может «серьезно помочь банку» в решении многих проблем. «Возможно, что это намного лучше, чем обращаться за помощью к коллекторским агентствам, ведь они возвращают лишь незначительную часть портфеля, да еще и берут за это деньги. В данном случае у кредитной организации есть шанс реализовать все плохие кредиты. Впрочем, шанс пока невелик, ведь отечественный рынок весьма консервативен. Я, например, едва ли решился бы на приобретение крупной доли просроченного портфеля. Но если у «Хоум Кредита» получится, к такой практике обратятся многие российские банки», — считает банкир.

Газета: «Хоум Кредит» продаст должников на аукционе

Банк хочет заработать на просроченных долгах

Очевидно, что банк озабочен растущей у него просроченной задолженностью со стороны граждан. Еще осенью прошлого года было известно, что «ХКФ Банк» собирался заключить договор с коллекторным агентством. Однако ни условия договора, ни сам факт его заключения так в итоге и не получили распространения. Теперь же «ХКФ Банк» решил пойти другим путем и продать свой «невозврат» любому агентству, которое пожелает.

Сам размер задолженности оценивается по-разному. Председатель правления банка Андрей Лыков называет цифру «чуть ниже 14%». По расчетам генерального директора «Интерфакс-ЦЭА» Михаила Матовникова, по итогам первого квартала она составляла намного больше — 18,6%. Учитывая, что кредитный портфель банка составлял на начало апреля чуть больше 30 млрд. рублей, то коллекторам предлагается долгов на 4—5,5 млрд. рублей. Однако Михаил Матовников сомневается, что банк сразу решит продать весь пакет. «Теоретически они могут предложить на продажу весь портфель, однако это самый верный способ получить наименьшую цену из возможных», — пояснил он агентству «Интерфакс». По мнению аналитика, банк скорее начнет сбывать портфель «просрочки» по частям, чтобы покупатели могли оценить потенциально возможный доход от этой операции.

Андрей Лыков делает акцент на уникальность процедуры: «Для рынка подобный проект является новым — ранее ни один из участников рынка не проводил тендер по продаже договоров, имеющих просроченную задолженность». Из его слов также следует, что если эксперимент будет удачным, то банк поставит процесс торговли недобросовестными должниками на поток. Правда, тогда остается непонятным намерение банка снизить просроченную задолженность с 14 до 12%. Ведь чем больше объем задолженности, тем больше можно продать.

Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Юрий Кормош видит две основные причины решения банка провести тендер. «Во-первых, с помощью тендера банк может сразу найти большое количество потенциальных покупателей. А во-вторых, так за долги можно выручить максимальную сумму», — говорит он. Главной же целью, по словам Юрия Кормоша, является желание банка получить фактически две прибыли. «Одну они получают за счет высоких процентов по кредитам, в которые заложен и риск невозвратов, а вторую — продавая просроченные задолженности», — сказал он «Газете» на вчерашнем форуме банковских аналитиков. «При кредитной ставке в 35%, сумма невозврата в 14% не может считаться для банка фатальной», — добавляет президент Европейского трастового банка Андрей Крысин. Эксперты считают, что банк таким образом просто отказывается нести риски по кредитам.

Впрочем, насколько предложением банка заинтересуются коллекторы, пока неясно. С одной стороны, сами коллекторные агентства считают свою деятельность весьма перспективной. По оценке специалистов долгового агентства «Пристав», доля просроченных кредитов может достичь к 2009 году примерно 4,5 млрд. долларов. Однако Михаил Матовников хотя и оценивает решение банка как вполне оправданное, отмечает, что до сих пор схема продажи портфеля просроченных кредитов не была распространена в России. «Сейчас в России коллекторы по такой схеме практически не работают, они работают за вознаграждение от кредитов, которые реально вернули банку», — рассуждает он. А Юрий Кормош считает, что решать проблему надо не с помощью «выбивания» долгов, а с помощью законодательства: «Необходимо ввести закон о потребительском кредитовании, и в нем предусмотреть меры, которые дисциплинировали бы и банки в их стремлении выдавать как можно больше кредитов, и граждан, которые иной раз берут в долг, не понимая, как они будут его отдавать».

Иллюстрация: www.sxc.hu

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме