Банковское сообщество все больше обеспокоено вступлением в силу со следующего года положений американского закона FATCA. В распоряжении портала Банки.ру оказалось письмо председателю правительства, в котором участники рынка предупреждают: если проблема не будет решена на государственном уровне, им придется сотрудничать с американскими налоговиками напрямую, что приведет к нарушению российского законодательства.
С 2013 года вступают в силу отдельные положения закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), принятого в США в 2010-м. Документ предусматривает изменение порядка налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Последним нужно будет контролировать движение по счетам, открываемым американскими налогоплательщиками, и передавать эту информацию в налоговую службу США (Internal Revenue Service, IRS). В противном случае с проводимых такими клиентами платежей будет удерживаться 30%. По правилам FATCA под контроль попадают компании, в которых доля собственников из США составляет 10% и более.
В письме председателю правительства Дмитрию Медведеву от 10 июля 2012 года за подписью президента Национального платежного совета (НПС) Андрея Емелина говорится о том, что у Российской Федерации до сих пор нет официальной позиции по поводу принятия указанного закона США, в то время как ряд европейских стран договорились с правительством Штатов «о формате участия в FATCA на уровне государств». В частности, налоговые органы этих стран будут централизованно собирать информацию у финансовых организаций и передавать ее в IRS.
В качестве одного из вариантов решения этой проблемы НПС предлагает рассмотреть швейцарскую модель сотрудничества с американскими налоговиками: власти этой страны сделали прямое указание определенным финансовым организациям заключить договоры с IRS о применении FATCA. Если российское правительство не договорится о централизованном сборе и передаче информации, то эта мера для банков будет вынужденной. «Во избежание возникновения у них существенных финансовых потерь, связанных с удержанием 30% от сумм определенных платежей, они будут вынуждены с начала января 2013 года начать заключать индивидуальные соглашения с IRS напрямую», — говорится в письме.
В то же время в НПС считают, что такой формат взаимодействия будет противоречить положениям национального законодательства, запрещающим передачу данных клиентов. Прежде всего речь идет о нормах закона «О банках и банковской деятельности», касающихся банковской тайны, а также законе «О защите персональных данных». Поэтому не исключено, что потребуются изменения.
Эксперты уверены, что изменения в российское законодательство в связи со вступлением в силу американского закона будут необходимы в любом случае. «Без изменений в законодательство не обойтись, — уверена вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина. — Кроме сбора информации у контрагентов необходимо разрешить банкам запрашивать информацию на предмет «американского происхождения» у самих клиентов. Сейчас они имеют полное право проигнорировать запрос о конечных бенефициарах». По ее мнению, самым оптимальным вариантом было бы сделать передачу данных централизованной, как в европейских странах.
По словам начальника юридического управления СДМ-Банка Александра Голубева, если никаких мер не будет принято, то нарушения законодательства будут не только на этапе передачи данных, но и в процессе обмена информацией между самими банками. «Ведь для того, чтобы выяснить, причастен ли плательщик к США, или для уточнения сведений о трансакции нужно обратиться к банкам-контрагентам», — добавляет он.
Татьяна Кузьмина указывает на еще одну проблему, требующую решения на законодательном уровне. По правилам FATCA удерживать 30% с американского налогоплательщика и перечислять их в пользу IRS обязан местный банк. «То есть в нашем случае — российский, но при этом внутреннее законодательство никак такие платежи не регламентирует, поэтому плательщики будут вправе требовать от банка возместить эти деньги», — отмечает она.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru