16 марта правительство внесло в Госдуму скорректированный исходя из новой экономической реальности вариант бюджета на 2015 год. Опрошенные Банки.ру экономисты говорят, что это самый жесткий бюджет с 2009 года. Однако это не означает, что он плох.
Правительство внесло в Госдуму поправки в бюджет России 2015 года исходя из среднегодовой цены нефти Urals в 50 долларов за баррель вместо 96 долларов, заложенных в закон о бюджете на 2015 год, и курса доллара в 61,5 рубля вместо 37,5 рубля. Дефицит бюджета составит 2,675 трлн рублей, или 3,7% ВВП, вместо изначально заложенных в бюджете 0,6% ВВП и будет в основном покрываться за счет средств Резервного фонда. Доходы федерального бюджета в 2015 году сокращаются на 2,54 трлн рублей (16,8%) до 12,54 трлн, расходы — на 0,298 трлн рублей (2%) до 15,215 трлн.
Поправки в бюджет подготовлены с учетом антикризисных мер поддержки ключевых отраслей экономики и бизнеса. При этом социальные обязательства бюджета будут выполнены в полном объеме, говорится в документе.
Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев заявил, что разработанные Кабмином поправки в бюджет на текущий год не повлияют на уровень инфляции в России.
Госдума рассмотрит поправки в бюджет в первом чтении 27 марта. Если поправки будут одобрены, то 7 апреля состоится второе чтение, а последнее, третье — 10 апреля.
По словам директора по региональным рейтингам агентства RusRating Антона Табаха, новый бюджет существенно лучше предыдущей версии учитывает позитивный эффект в виде ослабления рубля. Однако главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов считает, что правительство излишне консервативно в отношении цены на нефть. «Наш прогноз на 2015 год составляет 60 долларов за баррель. Мне также думается, что номинальные доходы бюджета будут больше, чем ожидает правительство, за счет слабого рубля и высокой инфляции. Поэтому мы ожидаем, что дефицит бюджета будет меньше, чем предполагается сейчас. Но в целом я не могу назвать этот бюджет нереалистичным», — говорит Девятов.
Это самый жесткий бюджет с 2009 года, отмечает Антон Табах. «Однако бюджет плох не тогда, когда он мал по доходам или велик дефицит, а когда он нереалистичен. В отсутствии реалистичности обвинить составителей нового бюджета нельзя», — подчеркивает эксперт.
Другое дело, что новый бюджет предусматривает значительный рост военных расходов и сокращение расходов на инвестиции в человеческий капитал. «Такая структура расходов не способствует росту экономики. С этой точки зрения бюджет плохой», — считает Алексей Девятов.
Оценивая антикризисный потенциал нового вариант бюджета, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко отмечает, что «кризис – это сочетание многих факторов, и в редком случае какой-то один фактор решает проблему».
Объемы средств на антикризисные меры невелики по сравнению с масштабами кризиса, и этих денег не хватит на то, чтобы переломить негативные тенденции в экономике, считает Алексей Девятов. «Львиную долю средств получат банки. Это, может быть, и неплохо с точки зрения предотвращения полномасштабного банковского кризиса. Но помощь банкам не станет локомотивом экономики. Собственно, для реального сектора в рамках антикризисных мер выделяются совсем уж скромные деньги, которые не способны ни на что повлиять», — утверждает экономист.
Не все эксперты уверены в том, что будут полностью исполнены социальные обязательства, как обещает правительство. «В нашем бюджете социальных обязательств содержится больше, чем может позволить себе страна, находящаяся на 50—55-м месте в мире по уровню экономического развития», — считает Сергей Пятенко из ФБК. Однако Алексей Девятов полагает, что в этом году проблем в социальной сфере не возникнет, так как у правительства есть резервы. «Другой вопрос, что будет, если кризис окажется затяжным. В этом случае резервы могут кончиться во второй половине 2016 года, и тогда социальные обязательства будет сложно исполнять», — предупреждает экономист.
По прогнозам Минфина, доходы федерального бюджета в 2016 году могут составить 14,017 трлн рублей вместо предусмотренных законом о бюджете 15,795 трлн, расходы — 15,011 трлн рублей вместо 16,271 трлн. В результате дефицит бюджета увеличится с 0,6% до 1,2% ВВП.
«Экономические условия и налоговые базы будут постепенно восстанавливаться. Если не возникнет дополнительных форс-мажорных обстоятельств, бюджет 2016 года будет более сбалансированным», — заключает ведущий аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дмитрий Куликов.
Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Комментарии
Либерал при власти - не исключение.
стал бюджет неинтересен!
В экономике наш Путин -
где жесток, где просто мутен!