Свежая кровь

Почему банки все охотнее берут на работу выпускников вузов

Дата публикации: 30.11.2016 00:00 Обновлено: 03.12.2016 18:26
9 544
Время прочтения: 10 минут

Желая охватить как можно больше клиентов, банки придумывают новые продукты для молодежи. Но эта возрастная категория становится все популярнее и при наборе банковских специалистов. В Альфа-Банке 20% сотрудников — люди младше 25 лет, в «Хоум Кредите» таких более трети, в Россельхозбанке — 7%. А вот Почта Банк является первым работодателем почти для 60% своих сотрудников.

Молодое пополнение

Банковская отрасль — достаточно молодая для России. Но молодых специалистов в ней не так много. Однако, как показал опрос Банки.ру, вполне достаточно, и заинтересованность в них самих финансовых учреждений растет.

На конец ноября фактическая численность персонала Россельхозбанка (РСХБ) превышает 27 тыс. человек. При этом доля молодых работников в возрасте до 25 лет составляет порядка 7%. Около 6 тыс. сотрудников работают непосредственно с клиентами-физлицами, из них 3% приходится на молодежь.

«Имея обширную региональную сеть (на территории Российской Федерации работает более 1,2 тыс. дополнительных и операционных офисов), Россельхозбанк на регулярной основе привлекает персонал в соответствии с появляющейся потребностью. Банк заинтересован в кандидатах, обладающих высоким уровнем профессионализма, нацеленных на достижение результата и отвечающих требованиям банка. Для этого в том числе банк ведет активную политику в области сотрудничества с вузами», — комментируют в РСХБ.

По всей России работает более 21 тыс. сотрудников Альфа-Банка. Пятая их часть — это молодые специалисты. Также порядка 7 тыс. представителей банка общаются с клиентами-физлицами, их них 40% — сотрудники до 25 лет.

Как рассказали в Альфа-Банке, в кредитной организации есть ряд стартовых позиций, для которых не требуются специальные навыки, кроме умения общаться с клиентами, желания работать и развиваться в банковской сфере.

«При выборе сотрудников мы не предъявляем жестких требований к профилю образования. Немаловажным фактором являются личные качества кандидата. Основное требование — подлинное желание работать, — говорят в Альфа-Банке. — Всему остальному можно научиться — в нашей компании существует учебный центр. Для ряда стартовых вакансий существуют гибкие графики работы (2/2), позволяющие совмещать работу с обучением в вузе. Но далеко не всем удается успешно пройти собеседование. Если у человека явно отсутствуют способности к продажам и элементарная мотивация, это сразу же заметно. В первую очередь при трудоустройстве работодатель обращает внимание на такие личные качества, как способность иметь свою точку зрения, умение доносить ее до других, коммуникабельность. Большой плюс — когда молодые люди уже пробовали подрабатывать, стажировались во время учебы. Практика показывает, что им легче адаптироваться в компании».

Почта Банк тоже принимает на работу выпускников вузов без опыта работы.

«Они устраиваются в клиентскую службу, контакт-центры банка. Кроме того, значительное количество молодых специалистов работает во фронт-линии. В целом у Почта Банка молодая команда — примерно для 58% сотрудников мы являемся первым работодателем, — делится данными вице-президент, директор по персоналу Почта Банка Юлия Бородай. — Наша задача состоит в поиске оптимального баланса в привлечении как молодых специалистов, так и сотрудников с опытом работы».

Стать сотрудником Почта Банка может человек и без экономического образования.

«Все зависит от профиля вакансии, на которую хочет устроиться соискатель. В любом банке есть позиции, где знание экономики и финансов является обязательным требованием при приеме на работу. Это прежде всего кредитная и финансовая службы, бухгалтерия, служба управления рисками — здесь без профильного образования сотрудник не сможет качественно осуществлять свою деятельность, — добавляет Бородай. — Но в банке много подразделений, где экономическое образование не является обязательным. Например, в IT-службу набираются специалисты с техническим образованием, в службу маркетинга — сотрудники с гуманитарным образованием».

По словам заместителя председателя правления и директора департамента расчетно-кассового обслуживания СДМ Банка Елены Волкоедовой, кредитная организация уже много лет берет на стартовые позиции практически только молодежь, в том числе и начинающих специалистов без опыта работы в банке.

«Мы, в частности, активно сотрудничаем с институтами (МАДИ, МАИ и другие) и, по сути, сами выращиваем свои кадры. Молодых специалистов мы берем на позиции клиентских менеджеров, операционистов, специалистов управления поддержки (кол-центр). Должна отметить, что на данные позиции мы даже предпочитаем брать людей без опыта, чтобы сразу обучить их по собственным стандартам и не переучивать впоследствии», — говорит Волкоедова.

Общая численность персонала в банке ВТБ (и розничный, и корпоративный блок) на 31 октября 2016 года составляет около 21 тыс. человек по всей России. Доля сотрудников в возрасте до 25 лет — 7% от общей численности персонала банка.

С физлицами работают свыше 3 тыс. специалистов объединенного ВТБ (ВТБ Банк Москвы), из них 41% — молодые сотрудники.

В ВТБ Банке Москвы отмечают: сетевые подразделения, а также канал прямых продаж розничного бизнеса банка высоко ориентированы на привлечение активных и талантливых молодых людей. Практически любая стартовая вакансия территориальных подразделений розницы позволяет банку привлекать студентов последних курсов вузов, а также выпускников без опыта работы.

В группе ВТБ есть специальные программы стажировок для молодых специалистов — «ВТБ Юниор» и «ВТБ РОСТ».

«Нам интересны молодые специалисты с экономическим, финансовым, физико-математическим и инженерно-техническим образованием. Но прежде всего мы ищем ярких и проактивных выпускников вузов, поэтому в том числе приглашаем студентов с образованием в сфере IT, юриспруденции, маркетинга, нацеленных на построение карьеры в международной финансовой группе ВТБ, — прокомментировали в пресс-службе. — Многие сотрудники задумываются о получении второго высшего профильного образования уже после начала работы в банке».

В розничной «дочке» ВТБ — ВТБ 24 — трудится более 33 тыс. человек, 10% из которых — «молодняк». Более 10 тыс. работников банка обслуживают физлиц, лишь 5% из них — это люди до 25 лет.

«Помимо работы в сети отделений и кол-центре, выпускникам и старшекурсникам мы предоставляем возможность пройти стажировку в подразделениях головного офиса по различным направлениям: управление персоналом, информационные технологии, юридическое сопровождение и другие. Часто после подобной стажировки молодым специалистам предлагается оформление на работу на стартовые позиции. Привлечение молодых специалистов выгодно тем, что студенты последних курсов имеют возможность связывать учебу с реальной практикой. Таким образом, банк получает более квалифицированных сотрудников на начальные позиции», — уверена старший вице-президент, директор департамента персонала и корпоративного развития ВТБ 24 Наталья Травникова.

В настоящий момент в Хоум Кредит Банке работает около 13,5 тыс. сотрудников. Чуть больше трети из них не старше 25 лет. Порядка 10 тыс. работников банка нацелены на обслуживание клиентов-физлиц. Около 30% из них — это юноши и девушки.

«В основном студенты и начинающие специалисты без опыта работы приходят к нам на массовые позиции. 75% таких кандидатов, как правило, вовсе не имеют опыта работы, у 25% опыт работы минимальный, — поясняют в «Хоум Кредите». — Мы принимаем ребят из разных вузов и колледжей и с разных факультетов. При отборе кандидатов в сферу продаж образование не играет роли. Однако есть направления работы в банке, где экономическое образование действительно необходимо».

Связь-Банк заявляет, что у него 3,3 тыс. сотрудников, из которых лишь чуть более 7% младше 25 лет. Из всех лишь около 200 работают с физическими лицами, зато среди них пятая часть приходится на молодежь. И обе «молодежные» доли растут.

В настоящее время количество сотрудников РНКБ составляет более 3 тыс. человек. Доля молодых сотрудников доходит до 10% от общего количества. Непосредственно с физлицами работает порядка тысячи сотрудников, 70% из них — молодежь. В кредитной организации обращают внимание: с начала работы в Крыму доля молодых специалистов в РНКБ увеличилась в несколько раз, в том числе из-за активного набора новых сотрудников.

Заинтересованы в молодых умах и микрофинансовые организации.

Из 700 сотрудников МФО «МигКредит» 20% приходится на молодежь до 25 лет. С клиентами работают порядка 500 специалистов. Большая часть молодых сотрудников (более 90%) — финансовые консультанты, которые как раз и коммуницируют с клиентами.

«В конце 2011 года в «МигКредите» было около 25% сотрудников в возрасте до 25 лет. Доля молодежи за последние пять лет почти не изменилась, как и доля молодых сотрудников, которые работают с клиентами», — отмечает директор по управлению персоналом компании Зиля Чигирева. «Мы можем взять на работу кандидата без опыта работы в банке или в финансовой сфере, но редко берем на работу кандидатов вообще без опыта, — уточняет она. — Здесь есть свои нюансы: финансовых консультантов набирает в команду менеджер по развитию бизнеса (почти во всех регионах есть один или несколько менеджеров по развитию бизнеса). Если он уверен в кандидате, видит в нем потенциал и понимает, что соискатель сможет проявить себя в продажах и сервисе, менеджер может остановить выбор на молодом сотруднике без опыта. Но, как вы понимаете, это не очень частая ситуация».

В МФО «Домашние деньги» 1,2 тыс. штатных сотрудников и еще 4,5 тыс. агентов. Молодых специалистов в компании 13%, причем их доля понемногу растет.

«Мы достаточно часто берем людей без опыта работы, выпускников вузов, предоставляя им возможность начать карьеру в крупной компании. Хотя прежде всего это начальные должности, такие как оператор кол-центра или агент, — говорит главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов. — Мы берем на работу людей, конечно, обращая внимание на профильное образование, однако для начальных позиций это условие не определяющее».

Возьмем и научим

Как показал недавний опрос Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, уровень удовлетворенности своей текущей должностью среди молодых финансистов в нашей стране выше общемирового показателя. Почти три четверти (63%) опрошенных российских респондентов до 36 лет удовлетворены своей должностью. Для сравнения: в среднем по миру этот показатель равен 48%.

Юлия Бородай из Почта Банка считает, что тенденция к привлечению в штат именно молодых, «зеленых» сотрудников существует на рынке подбора персонала более десяти лет и ее популярность не снижается.

«Тенденция к привлечению молодых специалистов существует на рынке труда уже давно. Она объясняется тем, что обучение человека без опыта работы под свои стандарты оказания услуг значительно эффективнее переучивания сотрудника других компаний, — говорит наша собеседница. — Также немаловажным фактором являются финансовые ожидания сотрудников с опытом работы — у кандидатов без него они ниже».

По мнению заместителя директора по подбору, обучению и развитию персонала СМП Банка Натальи Ильиной, популярность данной тенденции в первую очередь вызвана демографическим кризисом 1990-х годов, который сейчас дает такую реальность, в которой в принципе не хватает работников. Также имеет место экономический эффект.

«Не секрет, что дешевле взять студента и обучить, чем человека с опытом, чье вознаграждение будет в разы выше. Плюс принято считать, что молодые специалисты более гибкие, быстрее обучаются и имеют большую мотивацию к росту и развитию. В нашем банке, несмотря на все тенденции, мы все же чаще предпочитаем сотрудников с опытом, потому что даем большие возможности для самостоятельности и развития. Нам нужны эксперты, которые уже имеют определенный опыт, но готовы сами развиваться и помогать развиваться банку, — комментирует Ильина. — Безусловно, сотрудники с опытом — это основа успешного бизнеса. А эффективные опытные сотрудники будут востребованны всегда. Но при этом надо понимать, что без поступления новой свежей молодой силы не обходится ни один банк. Это наше будущее».

Зиля Чигирева из «МигКредита» уверена, что профессионалы банковского сектора действительно становятся моложе. Так, многие сотрудники к 25—30 годам обладают компетенциями, которыми раньше обладали сотрудники в возрасте 40 лет. И в этом плане молодых сотрудников становится больше. Но тенденции к привлечению в штат неопытных сотрудников Чигирева не прослеживает.

«Да, у работодателя в финансовом секторе сейчас выбор кандидатов намного больше, но хочу отметить, что опытных профессионалов, которые находятся в поиске работы, больше не становится. Как правило, их удерживают текущие работодатели или приглашают на новое место еще до того, как они оказались на рынке труда, — рассказывает Чигирева. — Еще один момент: система премирования, которую мы предлагаем на той или иной позиции, должна совпадать с ожиданиями кандидата. Опытный кандидат, который по причине отзыва лицензии его банка временно остался без работы, безусловно, подвинется в своих зарплатных и карьерных ожиданиях, но это будет временной мерой. Если мы не сможем предложить ему реализацию амбиций, он будет использовать нас как «временное» место и с большой долей вероятности потом уволится. Поэтому мы стараемся находить баланс между ожиданиями, компетенциями и опытом кандидата с одной стороны и тем, как он может реализовать себя на этой позиции, — с другой».

Елена Волкоедова из СДМ Банка замечает: из-за «чистки» банковского сектора возросла конкуренция кадров. Но нужно понимать, что в банковском, как и в любом другом, бизнесе есть позиции, на которые люди с опытом работы не всегда охотно идут. Люди с опытом предпочитают менее стрессовую работу. К тому же чем старше специалист, тем реже он хочет работать непосредственно с людьми.

«Вообще, я считаю, что для наиболее объективного видения мира в банке должны присутствовать специалисты разных возрастов. Наличие разных точек зрения позволяет банку принимать наиболее взвешенные решения и в итоге быть на передовых позициях. В принципе, если экономика будет динамично развиваться, количество новых рабочих мест в разных отраслях будет расти. При таких условиях молодежи, в том числе без опыта работы, легче будет трудоустраиваться, и это приведет к постепенному «омоложению» коллективов по всей России», — прогнозирует Волкоедова.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

953sma19
30.11.2016 00:54
Деление сотрудников по возрастным категориям или каким-либо другим, например, гендерным признакам - это глупость. Главным критерием должен являться профессионализм. В свое время я много общался с Альфа-Банком и я должен сказать, что впечатление от такого общения с их молодыми кадрами редко оказывалось положительным.
Как правило, большое количество молодежи, тем более студентов - это показатель жлобства работодателя, который хочет максимально интенсифицировать труд персонала, платя при этом как можно меньше. И такой работодатель не растит молодежь, а безжалостно выгоняет ее через некоторое время, нанимая новых.
24

vasilisk30
30.11.2016 02:26
Получается самая "старая кровь" в Кол... В Россельхозе непроядок Хотя в некоторых отделениях такое впечатление что набор персонала был еще со времен коллективизации, хотя конечно это не так.
"несвежесть" персонала-это проблема многих банков. Все оттого что в качестве персонала часто работает троюродная сестра жены внучатого племянника заместителя председателя регионального предправления
С другой стороны гораздо выгоднее нанять на работу бухгалтершу с опытом работы, не очень отягощенную знаниями ВУЗа (в хорошем смысле),имеющую опыт сражений с налоговой и которая не будет задавать много вопросов ,а также маловероятно уйдет в декрет накануне окончания налогового года mg:
Но таких вакансий как правило немного. Молодым остается только тренироваться в "продажах" Когда в статье писали про отсутствие мотивации и опыта продаж вероятно имелось в виду такие качества как умение тараторить без умолку как назойливая муха и впарить зазевавшемуся пенсионеру, раскатавшему губу накопительное страхование жизни
9

iBanker16
30.11.2016 09:24
Неудивительно, с учётом того, что в ряде перечисленных банков очень любят набирать молодежь для работы в торговых сетях и в колл-центрах. А там и условия, и зарплаты такие, что люди солидные, образованные, которым нужно кормить семью на эти гроши, туда просто не пойдут. И совершенно согласен с 953sma19 - со стороны банков эта банальнейшее жлобство! На имидж им глубоко наплевать - не та страна, чтобы клиенты требовали к себе профессионального подхода, а экономия очень приличная!
О карьерах говорить просто смешно с учётом такой специфики; молодежь может упахаться, но на серьёзные должности в большинстве случаев возьмут кого надо, а не тех, кто на банк горбатился в ожидании пряника...
7

29041953
30.11.2016 09:32
когда коллектив превращается в команду, то есть в группу профи, которые действительно могут успешно решать поставленные задачи??? когда они сыграны, то есть, когда есть грамотное управление и опыт совместной работы... это процесс связанный со временем и если коллектив грамотно сложен из разных возрастных групп, то только тогда он успешен!!! теперешнее состояние говорит только об одном - происходит вынужденное обновление, кадровые службы не сделали никаких выводов о воровской ментальности персонала, доминирование молодого возраста в банках - это фактически подстава, в чем она состоит - просто, первое проорать что молодым дорога, что лучше усваивают новые комп. и мобильные технологии и так далее, можно и про сокращение безработицы ввернуть и социальную слезу вызвать но основное - молодежь - фактор который можно по-разному настроить - одних на работу, других на делай что тебе говорят... учитывая недостаточные знания практики, на принятие смелых авантюрных решений, которые завершаться в местах не столь отдаленных (сколько у нас сидит, сидело, а значит еще будет сидеть и за себя и за того дядю, который греет свои жабры в теплом океане)??? в банках не витает дух корпоративной культуры построенный на взаимной помощи, на кадровой ротации, на доверии к клиентам здесь давно поселились все человеческие пороки, которые все очевиднее при движении вверх по карьерной лестнице...даже сейчас значительное число проснувшихся от эйфории работников банка, уже понимают, что это рабочее место навсегда, если будешь молчать, и делать как требуют, как говорят поэтому, почти каждый мечтает об удаче - поэтому каждый только за себя, поэтому какое тут доверие к клиентам, когда внутри - особенный муравейник поэтому перспективы - чуть повзрослеть и не отсидеть, а может быть заработать и уйти где лучше... поэтому, сегодняшние коллективы банков с такими пропорциями - это тревожная закладка под нашу экономику неопределенности известно давно, что среда обитания влияет на всех одинаково, только ее восприятие у всех ее обитателей - разное... а если среда сама нездорова, то проблемы еще впереди... кстати, так и планируются кризисы
5

iBanker16
30.11.2016 10:23
ЧУК (29041953) пишет:
когда коллектив превращается в команду, то есть в группу профи, которые действительно могут успешно решать поставленные задачи??? когда они сыграны, то есть, когда есть грамотное управление и опыт совместной работы... это процесс связанный со временем и если коллектив грамотно сложен из разных возрастных групп, то только тогда он успешен!!! теперешнее состояние говорит только об одном - происходит вынужденное обновление, кадровые службы не сделали никаких выводов о воровской ментальности персонала, доминирование молодого возраста в банках - это фактически подстава, в чем она состоит - просто, первое проорать что молодым дорога, что лучше усваивают новые комп. и мобильные технологии и так далее, можно и про сокращение безработицы ввернуть и социальную слезу вызвать но основное - молодежь - фактор который можно по-разному настроить - одних на работу, других на делай что тебе говорят... учитывая недостаточные знания практики, на принятие смелых авантюрных решений, которые завершаться в местах не столь отдаленных (сколько у нас сидит, сидело, а значит еще будет сидеть и за себя и за того дядю, который греет свои жабры в теплом океане)??? в банках не витает дух корпоративной культуры построенный на взаимной помощи, на кадровой ротации, на доверии к клиентам здесь давно поселились все человеческие пороки, которые все очевиднее при движении вверх по карьерной лестнице...даже сейчас значительное число проснувшихся от эйфории работников банка, уже понимают, что это рабочее место навсегда, если будешь молчать, и делать как требуют, как говорят поэтому, почти каждый мечтает об удаче - поэтому каждый только за себя, поэтому какое тут доверие к клиентам, когда внутри - особенный муравейник поэтому перспективы - чуть повзрослеть и не отсидеть, а может быть заработать и уйти где лучше... поэтому, сегодняшние коллективы банков с такими пропорциями - это тревожная закладка под нашу экономику неопределенности известно давно, что среда обитания влияет на всех одинаково, только ее восприятие у всех ее обитателей - разное... а если среда сама нездорова, то проблемы еще впереди... кстати, так и планируются кризисы


Кризис в нашем общественном сознании, как мне кажется.
1. Большинству банковских сотрудников с головой хватит колледжа (а многим, с учётом их обязанностей, вообще полного среднего образования), но нет - везде требуют высшее экономическое, чтобы чайники в кредит оформлять и к людям приставать "возьмите карту со ставкой 90% годовых".
2. Вчерашний выпускник считает, что ему крупно повезло устроиться в банк, наслушавшись песен HR о том, какие перспективы его ждут. В итоге, он первое время терпит все бредни и сумасбродство начальства, веря в то, что это "временные трудности" в успешной карьере.
3. Само руководство банков, в т.ч. и высшее, не считает людей капиталом, который нужно растить. По старой доброй традиции всех держат за сброд, который всё стерпит: и хамство, и никакую корпоративную культуру, и низкую з/п.
4. Люди сами ни в чём не заинтересованы и не хотят лучшего: н сотрудники, ни клиенты. Соответсвенно, себя никто утруждать и не будет.
Итог: постоянная ротация тех самых молодых кадров и повальный непрофессионализм. За что боролись...
11

Материалы по теме