Сергей Радченков: «В банке должно быть поменьше «недружелюбных вещей»
Фото: Связной Банк

Сергей Радченков: «В банке должно быть поменьше «недружелюбных вещей»

8045

Буквально на днях на рынке появился новый проект — ЗАО «Связной Банк». Эта универсальная кредитная организация нового формата, созданная путем объединения бизнеса Промторгбанка и центров мобильной связи крупного сотового ретейлера. В начале года «Связной» купил 49% акций «Промторга», и обновленный банк теперь претендует на то, чтобы через четыре года войти в число лидеров розничного бизнеса. Более того, банк, по мнению его председателя правления Сергея РАДЧЕНКОВА, уже сейчас опережает потенциальных конкурентов на несколько шагов. Об этом он заявил в интервью порталу Банки.ру.

— Как вы приняли решение работать в новом проекте?

— Вы знаете, на тот момент я уже был в процессе перехода в один уважаемый банк. Но, пообщавшись с Максимом Ноготковым (президент ГК «Связной». — Прим. ред.), понял, что именно вот этот проект для меня. Интересной здесь была именно задача — за четыре года превратить банк в один из лучших на российском рынке. Это развеяло мои сомнения, и решение о переходе я принял очень быстро.

— Команду сами подбирали?

— Часть ее к моменту моего появления в банке уже была, другую часть менеджеров приглашал я. Розничный блок уже работал до моего прихода, поэтому я брал людей в основном в корпоративный бизнес и сервисные подразделения.

— Как вы выстраивали работу с персоналом Промторгбанка?

— Мы сразу заявили, что не делим команду на «старых» и «новых». В принципе для всех равные условия игры. И в этом отношении команду, которая была на момент нашего прихода, мы постарались сохранить. Сегодня мы набрали много новых людей, общее количество персонала выросло до 400 человек. Но из «старых» сотрудников банк покинули лишь несколько — по своей инициативе, фактически осталось 98%. Конечно, люди всегда тяжело переживают «смутные» времена перемен, но у нас получилось объяснить коллегам, что мы все — одна команда.

— Насколько большое влияние на политику и бизнес банка имеет Максим Ноготков?

— Тут надо отдать должное Максиму. Он, с одной стороны, очень активно и живо интересуется тем, что происходит в банке. С другой — это абсолютно не тот человек, который «давит». Он доверяет профессионалам, которые работают в команде, и в этом смысле с ним работать очень комфортно.

— Планируется, что у банка будет два формата отделений: центры мобильной связи «Связной» и полноценные банковские офисы. В чем будет их различие?

— Ну, пока еще есть третий формат — филиалы Промторгбанка, которые работали до переименования в Связной Банк в октябре, их шесть штук. Мы сейчас оптимизируем их работу, анализируем, какие изменения необходимо произвести. Теперь в этих филиалах проводится ребрендинг, они переезжают в новые помещения, которые больше соответствуют формату нового банка. У нас есть достаточно четкое понимание, как это должно выглядеть и работать.

Что касается офисов нового формата, то это будут классические банковские отделения. Одно из таких мы уже открыли в Москве в бизнес-центре «Омега Плаза». В этих отделениях можно воспользоваться всеми услугами, которые на данный момент предлагает банк. Но — дело-то в мелочах! — мы постарались их сделать максимально удобными с точки зрения общения с клиентом. Поменьше перегородок и прочих «недружелюбных» вещей.

Центры мобильной связи «Связной» имеют определенные сектора, где работают менеджеры по финансовым услугам — сотрудники сети «Связной». В этих центрах будет то, что мы называем bank-in-shop: можно зайти в магазин за телефоном и заодно воспользоваться банковскими услугами (к примеру, оформить нашу универсальную карту). А в собственных отделениях банка будет обратная ситуация — shop-in-bank, в отделениях клиенты смогут узнать о технических новинках и заказать товары из ассортимента сети «Связной» с помощью специальных терминалов.

— Связной Банк вышел на рынок с нестандартным предложением — кредитно-дебетовой картой с выгодными параметрами, которая выдается в центрах «Связной» в течение 20 минут. Вам не кажется, что по такому продукту слишком высоки риски? Или полагаете, что максимальная ставка по кредитному лимиту — 48% годовых — эти риски сможет покрыть?

— Мы постарались сделать так, чтобы скорость принятия решения не влияла на уровень рисков. У нас каждый менеджер по финансовым услугам в салонах сети «Связной» имеет доступ к автоматизированной скоринговой системе, через которую проходит весь цикл согласований и проверки. Наши специалисты не отправляют кредитную заявку куда-то по электронной почте и не определяют «на коленке» кредитный лимит. Рисками в нашем банке занимаются менеджеры, которые работали в крупнейших банках, в том числе и иностранных. Они выстроили наш риск-менеджмент с учетом новейших решений, мы внедрили самые современные западные системы оценки рисков — и все это работает одновременно.

Вместе с тем мы заложили в нашу модель достаточно консервативные списания по рискам, которые гораздо выше, чем те, что декларируют основные игроки рынка. Так что дело вовсе не в ставке. Кроме того, мы планируем, что средняя ставка по кредитному лимиту у нас будет не 48% годовых, а значительно ниже.

— Возможно ли ужесточение условий и тарифов по вашим картам в будущем?

— Сегодня мы не планируем менять условия по нашим продуктам. Но можем принимать те или иные бизнес-решения в соответствии с тем, какая ситуация складывается на рынке банковских услуг.

— В каком порядке вы будете внедрять другие розничные продукты?

— Наша карта уже может легко конкурировать с депозитами, потому что 10% годовых на остаток — это реально привлекательные для клиента цифры. У карты также есть кредитная составляющая, возможность осуществления денежных переводов, начисление баллов и бонусов за покупки. По сути, в этой одной карте уже консолидировано несколько банковских продуктов. Но при этом, безусловно, мы будем разрабатывать и другие. Что касается очередности — думаю, прежде всего нам интересны депозиты. После их запуска планируем внедрить другие виды кредитных продуктов.

— Разрабатывая эти другие продукты, вы также будете придерживаться агрессивной тарифной политики?

— В банках есть определенный ассортимент продуктов и услуг, который всегда должен быть. Но не факт, что абсолютно по каждому из них мы должны быть number one с точки зрения стоимости. Естественно, мы выбираем направления, где хотим быть лучшими, а остальные просто будем поддерживать для удобства клиентов.

— Вы говорили, что банк намерен активно развивать как розничный, так и корпоративный бизнес. Если с розницей все более или менее понятно, то где вы собираетесь брать корпоративных клиентов?

— В нашем банке соотношение розничного и корпоративного бизнеса будет примерно 70 на 30. В настоящее время мы имеем около 2 тысяч корпоративных клиентов, которые уже работают с нами. Но, анализируя базу потенциальных клиентов, которая у нас есть, я думаю, что корпоративный бизнес банка за три-четыре года вырастет в 4—4,5 раза.

У нас в структуре корпоративного блока сегодня есть несколько дирекций, работающих по разным направлениям: кто-то выстраивает отношения с новыми клиентами, кто-то сосредоточен на взаимодействии с уже имеющимися. Мы пытаемся держать контакт с нашими корпоративными клиентами постоянно.

К тому же мы прорабатываем ряд услуг и продуктов для сегмента «Премиум». Это направление мы однозначно будем развивать.

— На российском рынке существует несколько крупных сотовых ретейлеров. Может случиться, что кто-то захочет повторить ваш опыт и станет вашим конкурентом. Вы, наверное, рассматриваете такой вариант? Что будет в этом случае вашим преимуществом?

— Преимущество будет в скорости бизнес-процессов, в быстроте принятия решений. Действительно, у нас могут появиться конкуренты с аналогичной бизнес-моделью. На данный момент такого нет — есть взаимодействие ряда сетей с рядом банков, а вот такая синергия отсутствует. И на то, чтобы подобные проекты появлялись, потребуется время. Тем более что мы уже опережаем наших потенциальных конкурентов на несколько шагов.

Сергей Радченков начал работать в банковской сфере в 1993 году в банке «Балчуг». Там он за три года прошел путь от главного специалиста до начальника отдела передачи информации управления учета и отчетности. В 1996—1997 годах руководил отделом операционного обслуживания управления по работе с клиентами Всероссийского Банка Развития Регионов, затем перешел на должность управляющего отделением «Никитское» в Банк Москвы.

В 1999 году стал заместителем председателя правления Абсолют Банка, а в 2003-м занял аналогичную должность в Экспобанке. В 2006 году возглавил правление Экспобанка. В 2008 году Экспобанк вошел в группу Barclays, и Радченков был назначен председателем правления и включен в состав совета директоров Барклайс Банка.

В 2010 году пришел в Связной Банк на должность председателя правления.

Беседовала Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru