Проблему «автоавантюризма» на рынке ОСАГО можно решить лишь с помощью изменений законодательства. Такое мнение озвучил генеральный директор компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик на конференции по борьбе со страховым мошенничеством. Речь идет о введении преимущественного натурального возмещения в ОСАГО, соответствующий проект поправок готовится к рассмотрению Госдумой.
«Проблему «автоавантюризма» на рынке ОСАГО можно решить только с помощью изменений законодательства. Если их не произойдет, то об ОСАГО в России можно забыть», — заявил он.
Никаких средств рынка не хватит для самостоятельного вывода ОСАГО из кризиса, согласен генеральный директор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. «Только государство сегодня в состоянии вывести рынок ОСАГО из тупика. Одним или другим вариантом: или рынок «помрет» вместе с автоюристами, или мы поставим посредников в некие рамки, которые будут работать на общество», — рассуждает топ-менеджер.
Злоупотребление правом со стороны автоюристов страховщики считают главной причиной кризиса на рынке ОСАГО — убыточности этого вида для страховщиков в ряде регионов и как следствие — ограничения продаж ОСАГО там. По оценкам Маркарова, ущерб рынку от недобросовестных автоюристов исчисляется миллиардами рублей в год.
Отсутствие прозрачной статистики экономического ущерба страховых компаний от мошенников — одно из препятствий по борьбе со страховым мошенничеством, заявила замдиректора департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина на профильной конференции.
09.11.2016 11:54Дмитрий Раковщик настаивает на термине «автоавантюристы» вместо расхожего «автоюристы»: «Я с большим уважением отношусь к автоюристам, которые занимаются реальными проблемами своих клиентов, помогают им в тяжелых взаимоотношениях с правоохранительными органами во время ДТП и так далее». Проблема не в посредниках как таковых, соглашается с коллегой Дмитрий Маркаров, а в том, что отсутствует система регулирования их деятельности.
Типичная схема злоупотребления правом в описании страховщиков выглядит так: недобросовестный автоюрист на месте ДТП по заниженной цене выкупает у потерпевшего право требования страховой выплаты по ОСАГО. Затем всячески затягивает обращение в компанию, чтобы довести дело до суда (так как по суду к выплате добавляются штрафы и неустойки), и взыскивает со страховщика деньги уже в свою пользу.
Страховщики, говоря об убыточности ОСАГО, главной причиной традиционно называют автоюристов, которые взыскивают с компаний большие суммы в судах. Слово «автоюрист» все чаще сопровождается эпитетом «криминальный». Но очевидно, что это относится не ко всем. Какие бывают автоюристы и как они влияют на убыточность ОСАГО?
05.09.2016 00:00«Самого страхователя в этих взаимоотношениях (со страховщиком) уже давно нет. Есть представитель, который получил по договору цессии или простой доверенности право поживиться за счет страховщика», — сетует Дмитрий Раковщик. При этом формально сама процедура может быть в рамках закона, добавляет Дмитрий Маркаров, но в результате суть страхования «переворачивается с ног на голову». «Страхование не может быть источником прибыли. Страхование — это есть возмещение ущерба», — отметил он.
На проблему обратили внимание ЦБ и Минфин, для ее решения и был разработан законопроект о натуральном возмещении в ОСАГО (чтобы возмещение выплачивалось преимущественно ремонтом, а не деньгами). В начале сентября Минфин как субъект законодательной инициативы на страховом рынке разработал проект поправок, которые представляли собой концепцию глобальной реформы ОСАГО, сообщал «Коммерсант». Помимо пункта о натуральном возмещении, туда вошла идея о разделении полисов ОСАГО на три вида с разными лимитами — в 500 тыс., 1 млн и 2 млн рублей, также ряд положений был посвящен изменению коэффициентов к стоимости ОСАГО.
Впоследствии документ разбили на две части: сейчас Минфин и ЦБ пытаются согласовать часть поправок, требующих срочного рассмотрения в осеннюю сессию Госдумы. В документе речь идет о натуральном возмещении, также включено предложение Минфина об увеличении лимита выплаты по европротоколу (оформление аварии без участия ГИБДД) с 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Обсуждение остальных предложений ведомства — о трех видах полисов, изменениях коэффициентов — решено отложить на более поздний срок, ориентировочно на весеннюю сессию Госдумы, сообщал Банки.ру источник на страховом рынке.
Поправки о натуральном возмещении нужно принимать срочно, подчеркивал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. «Либо мы в течение полугода ОСАГО как-то модернизируем, либо будет коренная смена парадигмы этого вида страхования. Потому что то, что сейчас происходит, не оставляет шансов без ремонта, без изменений в закон этот вид страхования осуществлять», — говорил представитель регулятора.
Ранее аналитики АКРА подсчитывали, что к 2017 году коэффициент убыточности ОСАГО может вырасти до 118% (коэффициент выше 100% означает убыток). По данным ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО во II квартале 2016 года снизился до 91,5% с 101,9% годом ранее. Опрошенные Банки.ру страховщики указали, что этот показатель не учитывает судебных расходов и ряда резервов.
Лидер рынка ОСАГО «Росгосстрах» в первом полугодии получил убыток в 8,65 млрд рублей по МСФО. Ранее компания объясняла отрицательный финансовый результат убыточностью ОСАГО. Следующие по объемам ОСАГО компании прибыльны: у «РЕСО-Гарантия» за три квартала 2016 года прибыль составила 18,7 млрд рублей по РСБУ. «Ингосстрах» заработал за девять месяцев 11,2 млрд рублей прибыли по МСФО. Как уточнял гендиректор компании Михаил Волков, единственным сильно убыточным сегментом деятельности компании остается ОСАГО в проблемных регионах, при этом в целом по стране результат по ОСАГО у «Ингосстраха» положительный. Какую именно долю в прибыли составляет ОСАГО, он не уточнил.
Комментарии
С каких это пор, автомобилисты стали отказываться от лишних денег?
Хотя, если эта статья проплачена, то всё ясно. Бабло у нас побеждает добро, как не прискорбно.