Неожиданный поворот произошел в нашумевшей истории миллиардера, политика и бывшего акционера ООО «Мой банк» Глеба Фетисова, подозреваемого в финансовых аферах на 555 млн рублей. Несколько дней назад банкир направил в Следственный комитет заявление, в котором обещает добровольно погасить большую часть долгов перед вкладчиками «Моего банка», которые оцениваются более чем в 6 млрд рублей. Банкир по-прежнему считает себя невиновным и поясняет, что таким образом он хочет защитить свою репутацию.
О своих планах бывший банкир Глеб Фетисов заявил на суде, который рассматривал жалобу на его арест. По его словам, хотя он и не признает себя виновным ни по одному из пунктов обвинения, скандальная история вокруг «Моего банка» подорвала его политическую репутацию, поэтому он намерен ее защитить. Фетисов пообещал из личных средств погасить все обязательства «Моего банка» перед Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Сейчас эта организация расплачивается с клиентами банка в период до 24 августа 2014 года. Сами страховые выплаты предварительно оцениваются в 6,5 млрд рублей.
— Я не виновен в инкриминируемом мне преступлении, но вместе с тем эта ситуация наносит ущерб моей репутации как ученого, общественного и политического деятеля, — заявил Фетисов суду. — Поэтому мною направлено обращение в СКР, в котором выражена готовность помочь «Моему банку» выполнить обязательства перед Агентством по страхованию вкладов и вкладчиками вне зависимости от того, будет ли выявлен в будущем истинный виновник произошедшего.
Источник «Известий» в партии «Альянс зеленых и социал-демократов», председателем которой является Фетисов, сообщил, что банкир еще не определился с суммой, которую он направит на выплаты.
Эксперты считают, что такое заявление Фетисова может закончиться для него новыми неприятностями.
— Следователи могут обратить внимание на то, что вначале Фетисов заявляет, что невиновен, а затем добровольно собирается выплатить деньги людям, которые, предположительно, пострадали именно от него. Фактически это признание своей вины, — пояснил «Известиям» адвокат Анатолий Вербицкий. — У следствия также могут возникнуть вопросы о причинах такого широкого жеста.
По его словам, СКР должен мотивированно ответить на заявление Фетисова в течение 30 дней. Если следствие ответит согласием, то это может свидетельствовать о начале сотрудничества с Фетисовым, что, в свою очередь, повлияет на дальнейшую судьбу экс-банкира.
— Не исключено, что это первый шаг на пути к заключению сделки со следствием, — добавил адвокат Вербицкий.
В АСВ пока осторожно комментируют заявление экс-владельца «Моего банка».
— Если это не пиар-ход и у Фетисова действительно есть желание расплатиться с клиентами банка, то мы это только приветствуем и обязательно ему поможем, — сообщили «Известиям» в АСВ.
Нынешние владельцы «Моего банка» пока занимают позицию информационной блокады.
— Я не собираюсь комментировать подобные заявления и вообще саму ситуацию вокруг банка, — заявил «Известиям» один из новых совладельцев банка, экс-зампред ЦБ Ринат Сетдиков.
«Мой банк» был зарегистрирован в 1994 году под названием «Губернский». В июле 2005 года на тот момент член Совета Федерации Глеб Фетисов стал его основным собственником. После поглощения двух других небольших банков образовавшаяся структура была переименована в «Мой банк». В августе 2012 года Фетисов покинул его совет директоров. В декабре 2013 года он заявил, что избавился от всех активов, чтобы сосредоточиться на политической деятельности. В то же время был продан и голландский траст FFF Finance Group B. V., на который был оформлен «Мой банк» (94,8%) с капиталом $75 млн и активами в $800 млн. Вскоре у банка начались трудности с проведением платежей, он ограничил выплаты физлицам до 20 тыс. рублей в день. А томские налоговики обнаружили у Фетисова незадекларированный доход в 1 млрд рублей, полученный в 2012 году от голландского траста. При этом консолидированная прибыль «Моего банка» за 2012 год составила всего 91 млн рублей. Фетисов получение миллиарда в 2012 году опровергал, в его декларации официально был указан доход 3 млн рублей. 31 января 2014 года Центробанк отозвал лицензию у «Моего банка».
Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») по ситуации вокруг «Моего банка» было возбуждено в декабре 2013 года по материалам и инициативе ЦБ. 28 февраля был задержан Глеб Фетисов, после чего суд выдал санкцию на его арест. Первоначально Фетисову инкриминировали аферу на 6 млрд рублей, однако затем эта сумма сократилась до 555 млн. Представители Фетисова утверждают, что он не имел отношения к этим аферам, потому что 25—26 ноября, на момент совершения не выгодных банку сделок, повлекших за собой ущерб, уже не являлся собственником банка и еще 21 ноября продал свою долю 11 физическим лицам.
26 марта 2014 года Мосгорсуд рассматривал жалобу на арест Фетисова. Судья отказался изменять меру пресечения экс-сенатору, несмотря на доводы адвокатов, предложение залога в размере 555 млн рублей (суммы ущерба) и поручительства 20 человек, среди которых были высокопоставленные чиновники и политики.
Павел КОЧЕГАРОВ
Комментарии
Цитата: «Фетисов пообещал из личных средств погасить все обязательства «Моего банка» перед Агентством по страхованию вкладов (АСВ)» – имеется ввиду, что Фетисов компенсирует только то, что попало под страховые выплаты до 700 тысяч рублей.
Цитата: «готовность помочь «Моему банку» выполнить обязательства перед Агентством по страхованию вкладов и вкладчиками» - имеется ввиду, что Фетисов вернет всё, что выплатило АСВ и оплатит суммы сверх 700 тысяч рублей.
Это самая желанная для клиентов интерпретация слов банкира. Но! В данной формулировке, как и в бывшем личном обязательстве-гарантии вкладчикам, Фетисов использует фразу, что он оплатит деньги «Мой банк» (ООО), который в свою очередь раздаст их вкладчикам. Именно эта формулировка, по словам адвокатов на banki.ru, не позволяет судиться непосредственно с акционером. Вкладчики должны обращаться в банк, который в свою очередь, по гарантии должен обращаться к владельцу. А банк 28 марта 2014 года признан банкротом и теперь де-юре вообще обращаться не к кому.
Цитата: «банкир еще не определился с суммой» - так он и не сможет определиться с суммой до окончания процесса ликвидации организации, продажи всех активов и фиксирования необходимых средств.
Цитата: «Нынешние владельцы «Моего банка» пока занимают позицию информационной блокады.» - здесь всё ещё мутнее. Если новые собственники за деньги купили банк с «дырой» и не знали об этом, то почему не подадут на Фетисова в суд? Если они купили живой банк и сами вывели все средства, то почему их не арестовывают? Если они купили банк с «дырой» зная о его состоянии, то это тоже просто так.
Новые собственники уже полгода не отвечают журналистам, но почему к ним нет вопросов ни со стороны ЦБ ни со стороны правоохранительных органов?
Также непонятно почему новые собственники молчат, при том, что Фетисов с утра до вечера обвиняет их во всех грехах.
Фетисов тоже с февраля грозится подать иск к новым акционерам, но этого почему-то не делает и, наверное, знает почему.
Хочется верить, но по ощущениям нас опять обманут и обокрадут!