Крупнейший банк РФ — государственный Сбербанк — не исключает повышения ставок по кредитам и депозитам в связи с нехваткой ликвидности, вызванной в том числе закрытием внешних долговых рынков на фоне санкций Запада против России, сообщил глава банка Герман Греф на пресс-конференции.
»…На рынке существует серьезный дефицит ликвидности, и, конечно, я ожидаю роста ставок по привлечению и размещению… Рынок уже тронулся, мы пока не тронулись, но я не исключаю что нам придется тоже двигаться в этом направлении», — сказал Греф.
Ранее в пятницу Сбербанк сообщил, что планирует привлечь в апреле в Банке России под залог нерыночных активов до 300 миллиардов рублей. Минимальная процентная ставка предоставления на аукционе средств равняется ключевой ставке ЦБР (7,0 процента) на момент его проведения, увеличенной на 0,25 процентного пункта.
На вопрос, почему Сбербанк привлекает средства по высокой ставке ЦБ, Греф ответил:
«Это связано с дефицитом ликвидности на рынке, с тем что сегодня альтернативные источники привлечения ликвидности закрыты. В частности, внешние рынки закрыты, и мы испытываем давление нехватки ликвидности, у нас есть огромный резерв, запас решений этих проблем, мы держим большой запас возможностей «горячей» ликвидности, наш внутренний лимит составляет более 600 миллиардов рублей резервов».
Однако, по словам Грефа, эта сумма — «неприкосновенный запас», и использовать его банк не планирует.
«Сейчас мы еще не достигли границ этого резерва, но даже мы ощущаем нехватку ликвидности на рынке».
В марте, за который Россия аннексировала Крым и столкнулась с санкциями Запада, вклады населения в российских банках сократились на 2 процента в рублевом эквиваленте, что сопровождалось краткосрочным падением курса рубля и дискуссиями об угрозе свободному движению капитала и платежей.
«Отток (по вкладам в марте) был существенный не от того, что у нас низкие ставки… Депозиты из Сбербанка ушли значительно меньше чем у друг банков», — сказал он.
Сбербанк — крупнейший держатель вкладов, на который приходится почти половина рынка, — лишился в марте 68 миллиардов рублей средств физлиц, объем которых сократился на 0,9 процента.
По словам Грефа, Сбербанк не испытывает давления со стороны украинского регулятора в работе на рынке Крыма, присоединившегося к России в марте в результате непризнанного Западом и Киевом референдума.
«Пока мы работаем в Крыму через нашу украинскую «дочку» в очень напряженном рабочем режиме… Пока других планов работы у нас нет. Когда будет принято решение о судьбе подразделений украинских «дочки», тогда будем им следовать», — сказал он, добавив, что за первый квартал года операции на Украине принесли банку $13 миллионов прибыли.
«Мы находимся в конструктивном диалоге с украинским регулятором, не чувствую специального давления».
Оксана КОБЗЕВА, Анастасия ТЕТЕРЕВЛЕВА
Комментарии