Женщина-банкир: ум, обаяние, выдержка и настойчивость

Дата публикации: 14.03.2006 10:10 Обновлено: 14.03.2006 10:19
11 512
Время прочтения: 11 минут

В начале марта мы по традиции отмечаем праздник женщин. И хотя банковский бизнес не только в России, но и во всем мире — традиционно мужской, все-таки в нем немало женщин, добившихся высоких постов. Несомненно, образ женщины-банкира обладает какими-то особыми чертами. Нарисовать этот образ «Банковское обозрение» попыталось с помощью самих представительниц прекрасного пола, работающих в банках, а также с помощью известных деятелей моды.

Чтобы не потеряться в толпе мужчин

Женщина в должности руководителя банка или крупного банковского подразделения — это, скорее, исключение, чем правило. К сожалению. Тем важнее для нее, оставаясь в рамках довольно сухой и консервативной профессии, сохранить обаяние и женственность.

Как должна выглядеть и одеваться женщина-банкир в России? Существуют ли какие-то негласные правила соответствия определенному стилю, или же это зависит от индивидуальности человека? О своем видении этой проблемы «БО» рассказали представительницы прекрасного пола, работающие в банках и достигшие карьерных успехов в своей профессии.

Илона Портных, советник председателя правления, член правления Русского банка развития:

— Если говорить о самых общих правилах, то, безусловно, во внешнем облике женщины-банкира должны присутствовать чувство вкуса и меры и — обязательно — аккуратность. Необходимо иметь ухоженные руки, лицо, волосы, аккуратную стильную прическу. Что касается одежды, то, на мой взгляд, приверженность очень строгому, официальному стилю, дорогим марочным костюмам не обязательна. Это во многом зависит от того, с кем вы конкретно общаетесь. Кроме того, большое значение имеет чувство комфорта. Порой тяжело сидеть восемь-десять часов в костюме, который вас сковывает. Необходимо чувствовать ситуацию и соответствовать ей внешне.

Я считаю, что имидж характеризуется не только внешним обликом, но и внутренним состоянием, которое имеет определяющее значение в отношениях с коллегами. Возможно, внешний вид пристально оценивается сотрудниками какое-то время, на первых этапах знакомства. Ведь, как говорится, «по одежке встречают…». Но все же «провожают по уму», поэтому через месяц, максимум, общение с коллегами и подчиненными не будет зависеть от того, во что конкретно вы сегодня одеты. Первостепенное значение будут иметь профессионализм, манера общения, характер.

Не могу сказать, что у меня богатый опыт общения с коллегами в иностранных банках. Однако мне кажется, что стиль одежды там стал более демократичным. По крайней мере, заходя в иностранный банк, я не отметила, что служащие одеты очень консервативно. Просто аккуратно и опрятно.

Что касается принципов выбора, то круг магазинов, в которых я покупаю одежду и обувь, ограничен для меня наличием в них маленьких размеров. Особенно сложно подобрать обувь, поскольку размеры меньше 35 — это очень большая редкость. Сейчас у меня сформировалась определенная группа магазинов, где сложилось личное общение с менеджерами, продавцами, которые информируют о наличии подходящей для меня одежды или обуви. Если говорить о косметике, то я предпочитаю марки, использующиеся в косметических салонах, то есть профессиональные средства, которых нет в широкой продаже. В магазинах я принципиально не покупаю такие средства, поскольку, к сожалению, сейчас никто не может ручаться за качество продукции, даже в аптеках. Декоративную косметику я в больших объемах не использую, выбираю дорогие косметические марки, при этом все-таки стараюсь делать покупки во время поездок за границу.

При создании образа женщины-банкира считаю необходимым подчеркнуть такие черты, как спокойствие, доброжелательность, умение слушать и грамотно и четко излагать свои мысли. Это касается не только банковских сотрудников. Представители любой профессии, будь то врачи, учителя, судьи, налоговики, чиновники — все, кто общается с людьми, должны быть выдержаны и абсолютно лояльны. Безусловно, компетентность не обсуждается. Важно умение быстро и четко ориентироваться в любой ситуации, связанной с работой. Необходимо доступно излагать информацию при общении, избегать использования специфических профессиональных терминов. Речь должна быть понятной, логика изложения — доступной. В противном случае человек, который присутствует с вами на переговорах, не понимает, о чем идет речь, поэтому нервничает и раздражается. Самое главное, чтобы люди, которые с вами общаются, чувствовали себя комфортно.

Светлана Петрова, заместитель председателя правления банка «Советский»:

— Женщина-банкир — это деловая женщина, соответственно, ее стиль — строгий классический. Такой стиль предполагает сдержанную манеру поведения и буквально настраивает на рабочий лад. Но женщина-банкир, какой бы «деловой» она ни была, конечно, прежде всего женщина. Именно поэтому, думаю, даже в такой «серьезной» отрасли, как банковское дело, женщина может позволять себе иногда выходить за строгие рамки делового стиля. Женщине скучно всегда одеваться только в строгом деловом стиле, поэтому его всегда можно «разбавить» за счет необычных фасонов, модных фактур, оригинальных аксессуаров.

Стиль женщины-банкира, да и вообще деловой женщины в России и за рубежом, безусловно, различен. За рубежом сложились устойчивые каноны делового стиля, которые строго предписывают, как необходимо одеваться в той или иной ситуации. В России в настоящее время «рабочий» дресс-код устанавливается либо работодателем, либо самим человеком при отсутствии предписанных в его компании правил.

Кроме этого, ключевым отличием в стиле российской и зарубежной деловой женщины я считаю отношение к своей женственности. За рубежом, особенно в Соединенных Штатах, не принято подчеркивать женственность. У нас в стране ситуация иная — женщины любят акцентировать внимание на женственности и спокойно принимают комплименты от коллег-мужчин.

Я не считаю себя ярым приверженцем какой-либо определенной марки. Выбираю одежду и аксессуары по принципу «нравится и идет». Предпочитаю иностранные марки. Из косметики пользуюсь Givanchy и Esteе Lauder.

При создании образа, по моему мнению, важно сохранить и подчеркнуть свою индивидуальность. В деловой сфере и так существует достаточное количество ограничений, поэтому необходимо подбирать одежду «под себя», а не подстраиваться под искусственно созданный кем-то образ. Именно это, на мой взгляд, помогает ощутить внутреннюю свободу.

Лариса Ларина, председатель правления Газэнергопромбанка:

— На вопрос, как должна выглядеть и одеваться женщина-банкир в России, можно ответить следующим образом. На женщине обязательно должен быть достаточно консервативный по стилю и цвету костюм (брюки или юбка — без разницы), при этом, безусловно, элегантный. Лучше, чтобы костюм был класса «люкс». Женщина-руководитель в какой-то степени лицо компании, поэтому необходим какой-то элемент или аксессуар, подчеркивающий женственность и обаяние.

Мы — не артисты и не можем претендовать на определенный типаж. Но все же, как сказано у Антона Павловича Чехова, «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Поэтому лично я стремлюсь выглядеть аккуратной, ухоженной, стильной. Это придает мне уверенности, помогает на многочисленных встречах, в общении с разными людьми, да и вообще в принятии решений.

У нас в банке разработаны корпоративные правила поведения для сотрудников, предусматривающие рекомендации по общему стилю в целом, включая одежду (как правило, это костюм).

Вопрос — как влияет созданный мною имидж на восприятие коллегами и подчиненными — лучше задать им непосредственно. Но я замечаю, что многие мои сотрудники, и особенно женская половина коллектива, стремятся хорошо одеваться, заниматься спортом, некоторые даже худеют…

Стиль одежды и сам образ женщины-банкира в России и за рубежом отличаются. Причем у нас уже в лучшую сторону, поскольку западные женщины-руководители так далеко зашли в своем увлечении феминизмом, что стали одеваться несколько небрежно.

Я ношу одежду разных марок, но предпочитаю Giorgio Armani, Escada, Prada, MaxMara. Иногда, особенно для вечера или отдыха, Dolche&Gabanna, Vivienne Westwood, Moschino.

Пользуюсь профессиональной косметикой, а из декоративной — что-то из La Mer, Yves Saint Laurent, Shiseido, Sisley.

В моем понимании женщина-банкир, как и любая деловая женщина, это, прежде всего, ум, обаяние, выдержка, терпение и настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, я уверена, что преимущество женщины-руководителя — в ее социальной направленности, потому что она не может быть равнодушной по отношению к людям, настроена на долгосрочный результат, обеспечивает надежность и стабильность в любом деле.

Светлана Бахарева, начальник управления корпоративного бизнеса банка «Союз»:

— Деловая женщина, на мой взгляд, должна одеваться стильно и со сдержанным консерватизмом. Это означает, что можно носить деловые классические костюмы, элегантные и одновременно строгие платья, блузки и юбки, подчеркивающие фигуру, классические туфли на высоких каблуках. Соответствовать данному стилю нужно, естественно, с учетом особенностей фигуры, роста, цвета волос, глаз. Здесь есть свои правила. Например, нельзя в качестве деловых костюмов использовать костюмы из набивных тканей, тканей с узорами, не рекомендуется наличие более трех цветов. Даже в жаркое время года на деловой женщине не должно быть открытой обуви — босоножек. Деловой этикет позволяет носить кольца только на безымянных пальцах, два кольца вместе носить нельзя. Днем можно носить полудрагоценные камни, вечером уже допустимы драгоценные прозрачные. Неплохо дополняют деловой костюм украшения из жемчуга, который я, например, очень люблю. Есть еще много тонкостей и деталей, которые известны именно женщинам, но главное правило: во всем должен присутствовать вкус, все лишнее — портит впечатление.

Думаю, что мои коллеги воспринимают меня как деловую, всегда спешащую куда-то женщину, ведущую активный образ жизни. Но правильнее было бы все же спросить у них.

Считаю, что стиль одежды и непосредственно сам образ женщины-банкира в России и за рубежом, безусловно, отличается. Российская женщина-банкир одевается более стильно и более дорого. Мы больше внимания уделяем косметике, аксессуарам, прическе, маникюру, соответствию всех этих элементов друг другу. У большинства наших женщин есть какой-то врожденный вкус, потрясающее чувство стиля и внутренней силы. И это все несмотря на наше трудное дефицитное прошлое, а может быть, и благодаря ему. Удобство же одежды на втором плане, главное — красота и элегантность. Причем это нужно не просто чтобы понравиться мужчине, а чтобы чувствовать себя уверенной и спокойной. Успех в делах во многом связан с этим.

При выборе одежды и косметики главное для меня — это соответствие одежды моей фигуре и в то же время элегантность и хорошее качество. Для меня не так важна марка, я не испытываю необходимости делать покупки именно в престижных магазинах. Ведь очень много прекрасных вещей можно найти и в обыкновенных магазинах, где я чувствую себя зачастую более комфортно. Это особенность некоторых именно московских бутиков — там испытываешь некоторое ощущение дискомфорта от общей вычурности. Хотя, безусловно, у меня есть любимые марки одежды и обуви, мимо которых бывает нелегко пройти. Очень люблю Kenzo и Donna Karan, обувь Guardiani, белье Christian Dior.

Деловая женщина — это личность, обладающая определенным авторитетом и властью. В первую очередь нужно выделить уверенность в себе, активность и самостоятельность. И одновременно с этим — изысканность, хороший вкус и манеры, женственность.

Татьяна Летунова, заместитель председателя правления банка «Уралсиб»:

— В России, как и во всем мире, стиль женщины-банкира четко определен — это деловой стиль. Однако даже базируясь на деловом стиле, можно оставаться яркой индивидуальностью. Деловая женщина должна выглядеть привлекательно и элегантно.

Я бы хотела надеяться, что коллеги воспринимают меня не только как равного партнера и адекватного руководителя, но и как приятного человека и привлекательную женщину.

Я стараюсь покупать то, что мне идет и в то же время соответствует моде. Я скорее консервативна в выборе одежды. Мои любимые марки: Escada, Armani. Шопингом я занимаюсь, когда есть такая возможность. Выдалось свободное время во время заграничной командировки — делаю покупки там. Но в последнее время чаще всего приобретаю вещи в московских магазинах, благо, сегодня в них выбор ничуть не меньше, чем за границей.

Татьяна Шарова, главный бухгалтер Оргрэсбанка:

— Большинство женщин-банкиров предпочитают следовать деловому стилю. Бытует мнение, что это довольно скучно, но в рамках делового стиля всегда можно найти вариант, который подчеркнет вашу индивидуальность и красоту.

В нашем банке существует дресс-код: для рядового персонала, непосредственно обслуживающего клиентов, обязательны белая блузка и фирменный шейный платок. На наш взгляд, это не только подчеркивает солидность учреждения и наше уважение к клиентам банка, но и воспитывает корпоративную культуру. Но чтобы требовать соблюдения делового стиля от подчиненных, руководитель должен на собственном примере подтверждать соответствие ему. Поэтому все женщины-руководители в нашем банке серьезно относятся к своему имиджу.

За рубежом стиль женщин-банкиров более консервативен. В России же понятие делового стиля трактуется шире: мы смелее используем различные аксессуары и возможности цветовой гаммы.

При выборе одежды и косметики я в первую очередь обращаю внимание на их качество и на то, насколько мне это подходит. Строго любимых марок одежды и магазинов у меня, пожалуй, нет. При покупке одежды чаще всего преобладает эмоциональный подход: если вещь понравилась и хорошо «сидит», я ее обязательно куплю. В одежде ценю не практичность, а стильность.

Мне кажется, что женщина-банкир ничем не отличается от любой другой женщины: всегда хочется быть привлекательной и элегантной, подчеркнуть свои сильные стороны. И это несмотря на жесткий график работы, несмотря на то, что сотрудники часто воспринимают тебя как строгого руководителя. К счастью, сейчас для создания имиджа есть все возможности.

Инна Иванова, главный бухгалтер Экспобанка:

— Скорее всего, женщина-банкир должна выглядеть и одеваться, как и любая другая современная деловая женщина, в меру сдержанно, чтобы не нарушать делового этикета. Однако одновременно в одежде и стиле должна присутствовать изысканность, чтобы не потеряться в толпе мужчин и не забывать, что ты — женщина. Конечно, стиль одежды во многом определяется личным вкусом, но не стоит упускать из внимания, что деловой этикет накладывает определенные ограничения. Поэтому в деловой среде, если говорить об одежде, индивидуальность человека проявляется прежде всего в выборе аксессуаров, именно они придают внешнему виду человека ту самую неповторимость, которую мы называем стилем.

Знаю, что коллеги основной составляющей созданного мною имиджа считают уверенность, умение держаться в любых обстоятельствах.

Я думаю, что стиль одежды и непосредственно сам образ женщины-банкира в России и за рубежом лет десять назад, может быть, и отличался, а сейчас ощутимых различий нет.

Косметику мне подбирает косметолог, самостоятельно вряд ли подберешь правильно, а при выборе одежды полностью полагаюсь на свой вкус. Стараюсь покупать в дорогих магазинах, руководствуясь принципом: дешево хорошо не бывает. На мой взгляд, лучше иметь одну дорогую вещь, чем десяток дешевых.

При создании образа женщины-банкира, я думаю, нужно выделить такую черту, как умение двигаться. Деловую женщину можно узнать по походке — она идет быстро и уверенно. Что касается личных качеств, деловая женщина должна быть, прежде всего, порядочной и ответственной.

Фото: www.vanguard.edu

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме