Автокредитная «пробка»

Дата публикации: 05.09.2012 00:05
4 601
Время прочтения: 7 минут
Источник
Banki.ru

В России ускоренными темпами растет автокредитование. По данным портала Банки.ру, в первом полугодии 2012 года совокупный портфель автокредитов российских банков составил 735 млрд рублей, что на 63 млрд больше, чем за весь 2011 год. По прогнозам самих банкиров, к концу 2012-го портфель автокредитов может достигнуть 835 млрд рублей.

С начала года, по данным Frank Research Group, совокупный автокредитный портфель российских банков вырос на 63 млрд рублей до 735 млрд. Примечательно, что наиболее активно автокредиты выдавались во II квартале, в то время как в I квартале портфель вырос лишь на 0,35%. Ожидается, что во втором полугодии он увеличится еще на 100 млрд рублей.

Банкиры считают автокредитование весьма перспективным бизнесом сейчас. «В настоящее время более 40% автомобилей продается в кредит, — говорит начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталия Морозова. — Население все больше доверяет банкам, которые в свою очередь предлагают выгодные условия и снижают требования к клиентам».

Самую большую долю рынка традиционно занимают госбанки. По данным информационно-аналитической службы Банки.ру, с начала года доля Сбербанка увеличилась на 0,3% до 12,6%. За первые шесть месяцев 2012 года автокредитами «Сбера» воспользовались 48 247 человек на сумму 110,2 млрд рублей. Вслед за банком Германа Грефа идет ВТБ 24. Рыночная доля кредитной организации составила во II квартале 11,3%, увеличившись с начала года на 0,8% — самый большой рост среди конкурентов за полгода. За шесть месяцев 2012 года ВТБ 24 выдал автокредитов на общую сумму 31 млрд рублей.

На третьем месте оказался Русфинанс Банк, который, несмотря на развитие рынка, потерял часть своей доли. Его присутствие в данном сегменте розничного банковского бизнеса снизилось за шесть месяцев 2012 года на 0,5% с 11% в конце предыдущего года. В целом же в сегменте автокредитования наблюдается аналогичный сегменту потребкредитования тренд: крупнейшие банки с государственным участием в капитале медленно, но верно «выдавливают» с рынка других игроков.

Вот и приходится частным банкам в борьбе за клиента улучшать условия автокредитования. Это, правда, не касается снижения ставок, наоборот, стоимость автокредитов для клиентов постепенно растет.

В конце марта текущего года Сбербанк повысил ставки по кредитам в рублях и в валюте на приобретение нового транспортного средства. С тех пор заем на покупку нового авто можно получить под 15—16% годовых, тогда как ранее — под 14,5—15,5%. В то же время занять у Сбера» на новое транспортное средство в долларах и в евро стало возможно под 12—13,5% годовых, что означает повышение стоимости такого кредита на 2 пункта.

Буквально за несколько дней до этого банк «Западный» увеличил ставки по всем программам автокредитования. Минимальный процент за пользование автокредитом «Авто-Классика» составил 17% при условии первоначального внесения от 15% стоимости автомобиля и размера займа в 5 млн рублей сроком до пяти лет. Максимальная ставка была увеличена всего на 0,5% и достигла 21,5% по программе «Подержанный авто за час». Таким образом, частный столичный банк увеличил проценты по кредитам на покупку автомобиля в среднем на 2,5—3 пункта.

Через месяц после Сбербанка ставки по автокредитам повысил второй по величине розничный банк России ВТБ 24. Изменения коснулись программ «Автолайт», «Автоэкспресс» и «Автостандарт», максимальный процент по которым достиг 16,5%, 17% и 19% соответственно на приобретение нового автомобиля в рублях. Ранее по этим программам получить кредит у ВТБ 24 можно было под 16%, 16% и 19% соответственно.

Эксперт по кредитным продуктам портала Банки.ру Елена Сударикова полагает, что существует несколько основных причин повышения ставок по автокредитам. Во-первых, это рост ставок привлечения ресурсов для самих банков. Во-вторых, на фоне прогнозируемого кризиса банки ожидают увеличение доли невозвратов по кредитам, связанного с потерей работы или уменьшением доходов заемщиков. Стремление сократить риски приводит к повышению ставок для физлиц.

«На рынке сохраняется устойчивый спрос на автокредиты со стороны населения, и в 2012 году темпы развития рынка автокредитования не уступают прошлогодним», — подчеркивает Сударикова. В отсутствие предкризисной неопределенности наиболее надежным способом вложения средств потребители считают покупку имущества, поэтому несущественное увеличение процентной ставки по автокредиту не имеет большого значения для потребителя. «С начала текущего года большинство банков увеличили размер ставки в среднем на 1—3 процентных пункта», — указывает Сударикова.

Зато банки снижают время принятия решения по заявке, а также предлагают больше программ без обязательного КАСКО. Еще в начале текущего года число банков, предлагавших клиентам автокредиты без включенного в его стоимость КАСКО, едва доходило до десяти, но по прошествии шести месяцев уже более половины финансовых институтов, занимающихся автокредитованием, выдавали займы на приобретение авто без обязательной страховки КАСКО. Однако проценты по такому кредиту существенно повышались.

Кроме того, раньше банки довольствовались только залогом автомобиля в качестве гарантии возврата выданной клиенту суммы кредита. «За прошедшие шесть месяцев 2012 года резко увеличилось количество банков, предлагающих автокредит по пониженной ставке при условии личного страхования клиента», — продолжает Елена Сударикова.

Так, Банк Проектного Финансирования по автокредиту без КАСКО предлагает ставку на 3% больше, а без личного страхования заемщика — еще на 1%.

В Локо-Банке на 2 п. п. увеличивается размер ставки без личного страхования, в Райффайзенбанке без страхования жизни и здоровья желающего приобрести автомобиль ставки по автокредиту повышаются на 1,5%, а в «Уралсибе» при оформлении личной страховки ставки опускаются на 1,5%.

Но есть среди банков и те, которые более строго подходят к вопросу ответственности автолюбителей. Рекордсменом в данной категории можно считать банк «Восточный Экспресс»: если клиент финансового института не присоединяется к программе личного страхования, то для него ставка по автокредиту может быть увеличена на 10%.

Алтайэнергобанк предлагает заемщикам автокредит по ставке на 3% выше обычной, если клиент отказывается от страхования КАСКО, а при отказе от личного страхования по трем видам рисков — на 9,75%.

В линейке банка «Агропромкредит» имеется продукт «Автоэкспресс», позволяющий клиенту быстро оформить кредит на приобретение автомобиля. Однако без КАСКО такая покупка может стоить заемщику на 8% больше.

В начале нынешнего года Сбербанк сократил срок рассмотрения кредитной заявки до одного дня, а также отменил обязательное подтверждение дохода и занятости для получения займа на покупку новых и подержанных автомобилей при первоначальном взносе от 40%. Вслед за банком Германа Грефа Райффайзенбанк снизил минимальный взнос до 20% от стоимости авто, покупаемого у неофициальных дилеров, срок рассмотрения заявки уменьшен также до дня.

В тренде рынка оказался и Росгосстрах Банк, обновивший в конце июня условия по программе автокредитования частных лиц. С тех пор банк принимает решение по экспресс-автокредитной заявке в течение трех часов, а сам кредит получить стало возможно всего по двум документам: паспорту гражданина РФ и второму — на выбор потенциального заемщика. Например, для оформления кредита мог подойти заграничный паспорт или военный билет.

В конце августа ЮниКредит Банк увеличил до 2 млн рублей максимальную сумму кредита на новый автомобиль при внесении минимального первоначального взноса в размере 30% от стоимости транспортного средства, а также упростил саму процедуру выдачи займа.

В Кредит Европа Банке сократили время рассмотрения заявки по автокредиту до 30 минут и увеличили сумму займа до 4,5 млн рублей, размер минимального первоначального взноса сократили до 10%.

Вновь возглавивший совет директоров Алтайэнергобанка Сергей Востриков намерен сфокусировать бизнес на автомобильных экспресс-кредитах. По его словам, данный продукт станет основным в линейке банка. Новый стратегический проект позволит клиентам финансового института получить готовое решение по кредиту за 30—60 минут.

Помимо этого, с начала июня 2012 года Гута-Банк начал предлагать клиентам возможность оформить заявку на автокредит через специальную онлайн-форму на портале Банки.ру.

«Скорость, простота и мобильность банка будут играть важную роль при выборе заемщика», — говорит начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка Андрей Коченков. По его прогнозам, неким новым стандартом станет простое заполнение заявки на сайте банка, после чего моментально будет приниматься решение банка о выдаче кредита. Уже после этого клиент сможет заниматься поиском авто.

Большинство банков признают, что говорить о снижении спроса на автокредиты не приходится. Более того, наблюдается рост интереса к сотрудничеству с банками со стороны автопроизводителей, представительств и автодилеров, совместно с которыми банки активно разрабатывают программы, способствующие росту продаж автомобилей.

«Основные игроки рынка автокредитования «бьются» сейчас в основном за участие в совместных с производителями кредитных программах», — поясняет руководитель направления автокредитования Хоум Кредит Банка Сергей Моргунов. В частности, по его словам, в последнее время наблюдается увеличение доли новых кредитных продуктов, таких как автокредиты с обратным выкупом и кредитными каникулами.

Наталия Морозова уверена, что в условиях текущего развития рынка и тенденции к увеличению объемов продаж можно ожидать планомерного роста автокредитования. По мнению Сергея Моргунова, пока проникновение автокредитования на рынке продаж автомобилей еще низкое, доля продаж машин в кредит в общем объеме пока сравнительно небольшая — около 30%. По его словам, потенциал рынка может доходить до 60%.

«Будет усиливаться конкуренция универсальных банков за рынок бывших в употреблении автомобилей, — полагает Андрей Коченков. — Этот сегмент автомобилей в два раза больше, чем рынок новых авто. При этом он более рисковый и менее освоенный». Таким образом, эксперт прогнозирует рост ставок по автокредитам в среднем на 0,5—1% до конца года. «Это связано в первую очередь с макроэкономической ситуацией в Европе и на финансовых рынках, — поясняет он. — Такая ситуация отразится на спросе автокредитов, подтолкнув его к незначительному снижению».

Михаил ТЕГИН, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме