Кредиты утонут в нефти
Фото: Inmagine.com
Бурный рост потребительского кредитования в 2012 году породил опасения о том, что закредитованность россиян приближается к опасной черте. Портал Банки.ру решил с помощью экспертов проверить эту гипотезу.

Радостная для банкиров тенденция к росту кредитования проявилась этой весной. Осенью банки столкнулись с проблемами финансирования, и рост немного замедлился. Тем не менее текущие темпы роста розничного кредитования впечатляют. По оценке замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергея Моисеева, они составляют 40% в год. Некоторые эксперты говорят даже о 45-процентном росте. При этом максимальный прирост — 60% в год — демонстрируют необеспеченные ссуды. Для сравнения: корпоративное кредитование растет всего лишь на 20%.

Однако этот сказочный рост может закончиться слезами уже совсем скоро.

Что скрывает кредитный бум

Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова заметила интересную закономерность. В октябре розничная торговля преподнесла неприятный сюрприз и замедлилась (до 3,8% против 4,4% месяцем ранее). Поскольку с мая зарплаты россиян тоже снижались, логично предположить, что и потребительское кредитование должно было бы пойти на спад. Но этого не произошло. Более того, выдача потребительских ссуд только ускорилась и показала максимальные темпы роста за последние несколько лет — 43%. На что же тогда россияне тратят деньги?

По мнению Орловой, эти данные свидетельствуют о том, что «свежие» кредиты идут на погашение старых долгов. Уровень процентных ставок настолько высок, что в 2012 году около 80% новых потребительских кредитов (без учета ипотеки) уйдет на оплату процентов по уже существующей задолженности.

Впрочем, по мнению большинства опрошенных порталом Банки.ру экспертов, цели, на которые берутся кредиты, за последний год не изменились.

«На текущий момент самыми популярными являются кредиты наличными на ремонт, обучение и путешествия», — говорит начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин.

«Сильного изменения в структуре спроса на кредитные продукты не наблюдается: в основном это по-прежнему ремонт, отдых, покупка товаров длительного пользования», — соглашается руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм Банка Егор Шкерин.

«Основные цели кредита год от года кардинально не меняются: по-прежнему самыми популярными остаются ремонт и сопровождающее его приобретение мебели и бытовой техники, оплата медицинских услуг, учебы и отпуска», — вторит генеральный директор компании «Финотдел» Екатерина Сидорова.

Судить о том, насколько честно россияне указывают цели кредитов, можно по косвенным признакам, отмечает аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский. Например, по данным о продажах Росстата. За январь — сентябрь 2012 года объем розничного товарооборота вырос на 6,1%. При этом среди товаров наибольший спрос предъявлялся на те из них, которые чаще всего приобретаются с использованием кредитов. Продажи компьютеров выросли на 18,8%, фототоваров — на 18,2%, телевизоров — на 13,2%, спортивных товаров — на 11,8%, мебели — на 9,3%. Продажи туристических услуг выросли на 10%, санаторно-оздоровительных — на 6,8%.

«То есть значительная часть кредитов расходовалась именно на потребление», — делает вывод Дужинский.

Но значит ли это, что россиянам не грозит попадание в кредитную ловушку?

Кредитная ловушка: миф или реальность

Эксперты признают, что проблема с ростом закредитованности в самом деле существует. «Говоря о закредитованности, мы в первую очередь имеем в виду количество счетов на одного заемщика. И эти цифры действительно растут. К 1 декабря 2012 года количество заемщиков с пятью и более счетами превысило 8% (на начало года было 4,8%)», — приводит данные глава Национального бюро кредитных историй Александр Викулин.

Сами банки также отмечают рост спроса на программы рефинансирования.

«Мы замечаем значительную динамику в относительном выражении. Например, по программе рефинансирования в Юниаструм Банке U-balance объем заявок и выдаваемых кредитов увеличился в 2012 году более чем в два раза», — говорит Егор Шкерин.

«Закредитованность определенных сегментов существует, — соглашается член совета директоров ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев. — По моим оценкам, речь идет о самом необеспеченном классе, с доходом меньше тысячи долларов. Пока что на рефинансирование идет очень небольшое количество наших клиентов — десятые доли процента из тех, у кого есть просрочка по платежам. Но неизвестно, что происходит в других банках».

Рано паниковать

Несмотря на то что закредитованность растет, ситуация далека от предсказанной Альфа-Банком. Сергей Моисеев из ЦБ считает, что если бы большинство россиян занималось рефинансированием кредитов, то прирост потребительского кредитования должен был бы быть равен приросту доходов банков, пояснил Моисеев порталу Банки.ру. Клиенты рефинансировались бы на сумму процентов, которую они должны, то есть примерно на 20% (средние ставки по потребительским кредитам). Но рост потребительского кредитования составляет 40%.

«Это означает, что часть клиентов использует деньги на какие-то расходы», — заключает Моисеев.

По его словам, нынешний бурный рост потребкредитования — это результат догоняющего развития России. И хотя в среднем около 20% месячных доходов россиян идет на погашение долгового бремени, пока волноваться рано. Но если цены на нефть упадут до 80 долларов за баррель, то 20%, которые тратятся на погашение кредитов, превратятся в 40%. И вот тогда настанет время для паники.

Александра КРАСНОВА, Banki.ru