Отказ не принимается

Дата публикации: 24.01.2013 07:00
12 251
29 Время прочтения: 7 минут

В ближайшие два года количество заемщиков, которым отказали в кредите в магазине, может значительно сократиться. По информации портала Банки.ру, крупнейшая российская микрофинансовая организация (МФО) «Домашние деньги» ищет партнеров среди банков, которые бы «продали» ей заемщиков, не прошедших скоринг.

О том, что компания заинтересована в «перекупке» заемщиков-отказников, обозревателю Банки.ру рассказал главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов. «Мы обсуждали эту тему практически со всеми банками, которые работают в POS-кредитовании, и заинтересованы в сотрудничестве со всеми ними, — отметил он. — Любая заявка на получение кредита или займа имеет свою наибольшую стоимость именно в момент оформления ее клиентом. У потребителя есть потребность в получении заемных средств, и заявку для банка можно «конвертировать» в будущий заем от микрофинансовой организации. Если заявка «прожила» какое-то время, то вероятность того, что клиента заинтересует одобрение по ней, невелика — он либо уже передумал, либо возьмет кредит в другом месте. Поэтому единственная возможная для нас схема взаимодействия по отказникам — с банками, работающими в POS-сегменте. Они могут оперативно оформить кредитную заявку онлайн и моментально предоставить информацию нам в случае, если не смогут прокредитовать клиента. Мы в свою очередь могли бы провести свой быстрый скоринг полученных данных и при положительном решении сразу же позвонить клиенту с нашим предложением. Конечно, подобные технологические решения должны быть интегрированы в какое-то общее программное обеспечение банков и МФО. Другой вид подобного сотрудничества предусматривает работу с кредитным брокером, расположенным в тех же POS-точках, когда он предлагает клиенту под определенные параметры кредит не только от банков, но и от нас как один из вариантов».

По словам Бахвалова, сложность в реализации подобного сотрудничества сопряжена главным образом с принципами эксклюзивности ретейлеров, предоставляющих свои площади для точек POS-кредитования. Например, есть крупные сетевые компании, которые работают с ограниченным количеством банков и больше никого к себе не пускают. Кроме того, владельцы крупных ретейловых сетей полагают, что для них сотрудничество с МФО — это репутационный риск. «Они считают, что клиенты, взявшие микрозаймы в их магазинах, будут отождествлять магазины с МФО», — поясняет Бахвалов.

Он также говорит, что относительно правовых вопросов в сотрудничестве с банками никакой сложности нет. «Просто информация о предоставлении банком данных клиента третьим лицам (то есть в данном случае сотрудникам нашей компании) должна быть прописана в договоре на получение кредита, — указывает эксперт. — Либо клиент сразу будет оставлять в POS-точке несколько кредитных заявок. Например, он подает заявку в банк, а при этом кредитный специалист предлагает ему подать заявку в МФО на случай получения отказа от банка».

Банки не готовы делиться

В банках, впрочем, восторга от подобной идеи не испытывают. Начальник управления потребительского кредитования ВТБ 24 Иван Лебедев отмечает, что банк не сотрудничает и не планирует сотрудничать с микрофинансовыми организациями в части перекрестного обслуживания заемщиков. «Задача банка — максимально полно абсорбировать весь клиентский поток, то есть не оставить, по возможности, ни одного клиента без предложения, — комментирует банкир. — Это, конечно, идеальная картина мира, но именно к ней и стоит стремиться. Продавать несостоявшегося клиента своим конкурентам — значит расписываться в неспособности удовлетворить его потребности».

Похожей точки зрения придерживаются и в других банках. «К нам не обращались с подобным предложением, но по закону мы и не можем передавать персональные данные третьим лицам, — говорит директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. — Кроме того, клиенты, которым мы отказали в выдаче кредита, не являются для нас полностью потерянными. Мы вполне можем им выдать кредит позже, если на момент их обращения отказ был продиктован, например, уже высокой кредитной нагрузкой. Клиент со временем погасит долг и может рассчитывать на новый кредит».

По мнению начальника управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексея Капустина, передача банками микрофинансовым организациям не прошедших скоринг заемщиков может стать хорошим способом привлечения новых клиентов для МФО, ведь высокие ставки позволяют им кредитовать гораздо большее количество людей. Для банка же перспективы сотрудничества ограничены возможностью получения некоторой комиссии за переадресацию таких клиентов в МФО.

Вторая половинка

В «Домашних деньгах» ожидают, что смогут прокредитовать как минимум половину клиентов, которым отказали в банке. Бахвалов утверждает, что именно такие показатели были в прошлогоднем «пилоте» с «Техносилой», когда сотрудники МФО кредитовали покупателей этого магазина. «Тем не менее в разных типах розничных сетей разный уровень отказов, — говорит он. — Если в магазине представлены несколько банков сразу, то общий уровень отказов может быть всего 10—20%».

Другие микрофинансовые организации идею «Домашних денег» поддерживают и также заинтересованы в сотрудничестве с банковскими структурами по развитию проектов перекрестного кредитования. «Выступая агентами друг друга, МФО и банк получают как дополнительную прибыль в виде агентских поощрений, так и повышают лояльность даже «отказных» клиентов, хоть и терпят при этом минимальные имиджевые потери, — считает член правления, заместитель генерального директора по развитию бизнеса МФО «МигКредит» Динара Юнусова. — При этом заемщик имеет дополнительный шанс получить желанный заем. Эта схема работы кажется нам жизнеспособной и перспективной».

По оценкам экспертов компании, после неудачной попытки получить кредит в банке в «МигКредит» обращаются 15% таких отказников. При этом 70% из обратившихся получают заем в МФО, являясь на деле надежными партнерами, безукоризненно соблюдающими финансовую дисциплину. Более того, чаще всего они переходят в статус лояльных клиентов, обращаясь за микрозаймами несколько раз.

«В настоящее время взаимодействия с банками по вопросам передачи клиентской базы у нас нет, — указывает операционный директор МФО «Кредит 911» Дмитрий Нилов. — Мы не исключаем такого в будущем, однако, скорее всего, это будет движение в обратном направлении. Мы можем «выращивать» клиентов для банка, с которым в той или иной форме установим партнерские отношения, в том числе в форме его участия в нашем капитале. Сложно ожидать, что заемщик, который хотел взять в банке, например, 150 тысяч рублей на два года, после отказа заинтересуется микрозаймом в 10 тысяч рублей на месяц. Такое сотрудничество может быть перспективно для тех МФО, чей продукт максимально приближен к банковскому по срокам и по суммам».

Повторение пройденного

Президент НАУМИР, председатель совета НП «МиР» Михаил Мамута в разговоре с обозревателем Банки.ру упомянул, что планы «Домашних денег» имеют предысторию. «Эта идея (передача МФО баз заемщиков, которым отказали банки) уже некоторое время обсуждается на рынке, — рассказал он. — Год назад несколько членов совета НП «МиР» даже запускали с одним из розничных банков с сетью по всей стране пилотный проект. И в результате выяснилась интересная вещь — клиентам, которым отказал специализированный розничный банк, МФО с нормальной системой оценки рисков тоже откажет с высокой долей вероятности. Легенда о том, что микрофинансовые организации дают всем деньги направо и налево, несправедлива, по крайней мере в отношении крупных федеральных компаний».

Тем не менее Мамута считает, что при определенных условиях у подобной модели сотрудничества банкиров и микрофинансистов есть потенциал. Однако для реализации этой схемы нужна хорошая IT-инфраструктура — система обмена информацией. А чтобы окупить ее создание и поддержку, необходим большой объем заявок.

«Думаю, что в среднем 5—10% отвергнутых розничными банками заявок могут «конвертироваться» в заем у МФО, — делится своим мнением эксперт. — Если заявок будет много, то такая система будет приносить прибыль обеим сторонам и пользу заемщикам. Результаты создания подобной системы, если оно произойдет, мы сможем увидеть уже в среднесрочной перспективе, в течение года — двух лет».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Александра КРАСНОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

29
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

claclu
24.01.2013 08:27
Мне как-то даже неудобно такое писать, посему я совершенно не обижусь, если мой комментарий удалят безвозвратно, а меня навечно забанят на этом славном ресурсе по логину, емейлу, IP, плюшкам и ДНК, но мне одному кажется, что в последнее время на банки.ру появилось ну уж слишком дофига материалов про МФО, причем не просто про абстрактные МФО, а про вполне себе конкретную?...

З.Ы. Если говорить немного отстраненно, то я придерживаюсь глубокого убеждения, что существует вполне достаточное количество финансовых инструментов для различных задач разных людей с совершенно разным уровнем дохода и потребностями. На существующем высококонкурентном рынке (особенно POS-кредитов) отказ банка в таком кредите может означать, что клиент _не готов_ к получению кредита, не понимает, что это, и не умеет этим кредитом пользоваться, а лишь загонит себя в угол. Давать такому человеку деньги, тем более под ставку, используемую МФО, для меня сродни насильному вливанию алкоголя в глотку человека, который пытается бросить пить...

З.З.Ы. Это мое абсолютно личное имхо, которое, разумеется, может быть совершенно неправильным и необоснованным...
4

adubrovskaya
24.01.2013 08:38
Уважаемый Clu Cla, микрофинансовые организации являются неотъемлемой частью банковского сектора, так как являются непосредственными конкурентами банков. Просто "Домашние деньги" - крупнейшая МФО, работающая с физлицами, поэтому к ней и повышенный интерес. У нее планы амбициознее и возможности больше, чем у сотоварищей.

ПС. И, кстати, на мой сугубо личный взгляд, роль микрофинансовых организаций в России недооценивают. )))
0

Procreditki
24.01.2013 10:14
Это хороший бизнес и, эксперто, я думаю, что кто-то из банков пойдет на это. Клиенту это все будет продано под правильным соусом.
0

Cheerokee
24.01.2013 10:44

не просто про абстрактные МФО, а про вполне себе конкретную?...

.... клиент _не готов_ к получению кредита, не понимает, что это, и не умеет этим кредитом пользоваться, а лишь загонит себя в угол. Давать такому человеку деньги, тем более под ставку, используемую МФО, для меня сродни насильному вливанию алкоголя в глотку человека, который пытается бросить пить...
Clu Cla

Ну да, Домашние деньги крупнейшая, выпустила облигации первой, да и основатель известный, про них практически только и говорят ))) остальных почти и не слышно...
На счет кредитов соглашусь, но только в том случае, если банк в состоянии оценить РЕАЛЬНОЕ положение человека.
А человек вполне может себе жить на абсолютно непрозрачные недекларируемые доходы, ездить на дорогой машине, жить в большой квартире, но не иметь возможности оформить кредитную карту даже на 5 тысяч, т.к. у него нет работы... Аналогично POS-кредиты и т.д., а МФО могут дать.

Опять же соглашусь что есть много психопатов которые набирают кредитов "под завязку", нигде никому не могут отдать вовремя (даже не теряя работу, просто "перебрав"), потом бегут в МФО и т.д.
Вот таких надо как-то останавливать...
0

Cheerokee
24.01.2013 10:48

роль микрофинансовых организаций в России недооценивают. )))
Анна Дубровская

Это точно... Указанных выше "кредитных психопатов" и их семьи они могут разорить до нитки, а ростовщические ставки просто "притча во языцех" (и не надо говорить про цену займа и т.п.). Эти организации способствуют обнищанию населения и Мухаммад Юнус говорил не про этих ростовщиков в своей книге, а про кредитование под БАНКОВСКИЕ проценты тех, от кого банки отвернулись из-за отсутствия залога, работы НА КОГО-ТО и т.п. причин.

Наши МФО --- простые гнусные ростовщики, наживающиеся, в основном на финансовой безграмотности людей, что бы кто ни говорил
5

Обучение

Материалы по теме


Все продукты