Банковская карта — желанный подарок для многих российских подростков. Стать ее держателем ребенок может уже с шестилетнего возраста. Однако родители, да и сами банкиры, с опаской относятся к перспективе открытия карт для малолетних — потенциальный риск перевешивает возможную выгоду, пишет журнал «Коммерсант-Деньги».

Сколько денег из семейного бюджета вытягивает на карманные расходы любимый ребенок, маркетологи знают лучше большинства родителей. Например, компания «TNS Россия» ежегодно проводит исследования трат подростковой аудитории. Согласно их данным, россияне от 12 до 19 лет в среднем тратят 23 доллара в неделю. Это в два раза больше расходов детей такого же возраста в странах БРИК в целом (12 долларов). И немногим меньше карманных расходов подростков в целом по миру — около 28 долларов в неделю. Общий объем денег, которые находятся в руках российских подростков, TNS оценивает в 6 млрд долларов. Наибольшая доля этих трат приходится на покупку одежды (35%), походы в кафе (15%) и приобретение различных гаджетов и девайсов (11%).

Несмотря на довольно внушительные суммы, которые гипотетически находятся в руках у тинейджеров, банки не особенно озабочены завоеванием их лояльности. Как показывают результаты исследования, только каждый третий российский подросток имеет счет в банке. Разумеется, ситуация сильно разнится по возрастам: если для подростков 12—15 лет банковская карта — экзотика (только 3% детей в этом возрасте являются держателями банковской карточки), то к 18—19 годам обладателями банковской карты становятся почти 40% россиян.

Но эта статистика может не совсем точно отражать ситуацию с охватом подростков банковскими услугами. Дело в том, что TNS опрашивает детей, проживающих в крупных городах. А значит, не учитывает ситуацию по стране в целом. В то же время подсчеты TNS, согласно которым желание иметь банковскую карту выказывает каждый восьмой российский ребенок, кажутся вполне правдоподобными.

Тем не менее банкиры не торопятся привлекать эту аудиторию. Клиентом, бороться за лояльность которого имеет смысл, в представлении банкира человек становится только к 21—23 годам, когда ему можно будет оформить кредитную карту. До тех пор неизвестно, станет он постоянным клиентом банка или нет. Получается, что инвестиции в привлечение подростковой аудитории могут не окупиться с высокой степенью вероятности. Поэтому многие банки и не акцентируют внимание на детских картах. Интерес для них представляют только родители маленьких клиентов.

Сами взрослые тоже особенно не стремятся заводить карту ребенку без особенной нужды. Поэтому и спрос на детские банковские карты сейчас невелик. «На это влияет и слабое развитие эквайринга в детских учреждениях — школах, детских оздоровительных лагерях», — отмечает начальник управления развития эмиссии, эквайринга и партнерских проектов банка «Открытие» Дмитрий Харченко.