Как сотрудник РГГУ (руководитель Академического большого хора) я уже несколько лет являюсь зарплатным клиентом Банка УРАЛСИБ. Всё как обычно - небольшие официальные суммы капают на симпатичную карточку два раза в месяц, после чего я использую их на оплату интернета, сотовой связи и разных приятных мелочей. Вполне удобно.
Поддавшись на уговоры речистых сотрудниц банка, пару лет назад я открыл себе кредитную карту УРАЛСИБ. Платежи по ней вношу через терминалы банка аккуратно, без просрочек, в соответствии со счётом-выпиской - сумма дублируется также в смс-уведомлениях. В общем и целом удобно и не обременительно. Было...
Год назад я стал замечать, что с моей зарплатной карты начали списываться средства в счёт кредитной. Поначалу я не придал этому большого значения - ну мало ли, не доплатил там чего, всяко бывает... Однако несколько месяцев назад счёт зарплатной карты начал попросту обнуляться - это при том, что платежи, указанные в счёте-выписке и смс я продолжаю вносить регулярно и без задержек.
В колл-центре на мои недоумённые вопросы долго и неопределенно мычали, предлагая обратиться в филиал, т.к. хвалёная Служба поддержки пользователей банка не располагает возможностью поддержать пользователя в этом направлении: "А у нас нет таких данных".
В филиале на ул. Лесная (Москва) очень милые и старательные сотрудницы изучали историю моего кредитного счёта разве что не под микроскопом, искренне стараясь помочь. И дружно пришли к выводу, что «этого не может быть!» Действительно – с зарплатного счёта, по непонятным причинам, ежемесячно производится списание всего, что туда поступает. При этом на кредитной карте эти списания не отражаются никак – исчезают как сон, как утренний туман.
Пару месяцев назад я написал в банк заявление с просьбой разобраться в ситуации. Два месяца мне рассказывали, что над моими счетами проводятся чуть ли не научно-исследовательские работы и я не удивлюсь, что кто-то даже защитил на них диссертацию – не исключено, что докторскую. На мои вялые попытки узнать через колл-центр историю моего заявления, я получал игривые ответы, что мол «ваше дело переправили в Уфу» (по этапу?), что «сотрудник, который занимался вашим вопросом немножко уволился», что «Уфа молчит», что «а что вы хотите, сейчас у нас вообще сокращения», что «а может это какой-то технический сбой?» и «ну вы еще немножко потерпите, все на контроле, зачем так беспокоиться».
Один раз, после долгих уговоров, милая девушка из колл-центра все-таки соединила меня с другой девушкой, назвавшейся кредитным экспертом. В процессе непринужденной беседы неожиданно выяснилось, что все списания с моего зарплатного счета оказывается производились в счёт покрытия каких-то мифических просрочек и сказочных недоплат, которые в счёте-выписке почему-то не отражаются (в Уралсибе к счетам-выпискам вообще не предъявляется подобных вздорных требований – разобраться в них можно только имея финансовое образование и бутылку коньяка). Диалог был достойным пера Жванецкого:
- Деньги да, списываются, но это чтобы у вас не портилась кредитная история, которая правда уже испортилась...
- А что с моей кредитной историей? Есть просрочки?
- Вроде нету…
- Есть недоплаты?
- Э-э… кажется нету. Да, нету.
- Так откуда списания?
- Не знаю… Но если списывается - значит так надо.
- Кому надо?
- Не знаю. Может, это вообще какой-то технический сбой, а может и правда какие-то просрочки.
- Но они же они тогда не светятся в счете-выписке, почему?
В трубке что-захрипело, заухало, но по-моему с той стороны ответили, что "по кочану" и повесили трубку.
В Центробанке России, в котором я отработал 16 лет, знакомый эксперт сказал: «Не, Борь, ты тут не виноват, это явный сбой, но кредитная история у тебя теперь нарядная-а…».
На мою просьбу отключить странную функцию безакцептного грабительского списания мне ответили: «А мы пока не видим на это оснований. Вот когда придет ответ от технарей, тогда и посмотрим…».
Не знаю, что там именно на контроле и когда придет ответ "от технарей", но с моего зарплатного счета продолжают списываться «в никуда» денежные средства. Банк пожимает плечами и объяснений этого природного феномена дать не в состоянии – он сам недоумевает, искренне и от души!
Итак, в рамках плодотворного сотрудничества с банком УРАЛСИБ я приобрел следующие дополнительные элементы жизненного опыта:
- около 40 000 рублей, вытащенных банком из моего «электронного кармана» без объяснения причин (списания продолжаются - банк ежемесячно привычно ОБНУЛЯЕТ мой зарплатный счет);
- безнадежно испорченную кредитную историю;
- изрядно потраченные нервы и время (очереди в филиалах УРАЛСИБА ещё те - кто обслуживается, тот знает);
- полную потерю доверия к финансовой корпорации УРАЛСИБ и состоятельности её банковских служб.
До настоящего времени я не предпринимал никаких резких движений, питая пресловутую надежду на то, что банк все-таки отнесется с уважением к моему заявлению, разберется в сбоях своей биллинговой системы и вернет мне несанкционированно списанные деньги. Но исполняемое в ответ рондо с рефреном "Уфа молчит" погасило и эту надежду.
На данный момент я принял решения об отказе использования зарплатного проекта банка УРАЛСИБ. В заявлении в бухгалтерию укажу единственную очевидную причину: «В связи с сомнительной расчетно-финансовой политикой банка». И, конечно же, вынужден буду проинформировать об этом инциденте максимальное количество сотрудников и студентов РГГУ. Народ у нас дружный, да и Сбербанк нас давно к себе зовёт.
Задолженность по ненасытной кредитной карте покрою в ближайшее время, чтобы окончательно закрыть все счета и постараться как можно быстрее забыть о сотрудничестве с банком, именуемым УРАЛСИБ. Чего и всем настоятельно рекомендую.
Безо всяческого уважения,
Борис Т-нов,
Художественный руководитель и главный дирижер
Академического большого хора РГГУ,
профессор, академик МАФН,
член Президиума Всероссийского хорового общества.
13.06.2014 12:17
«Она схватила ему за руку
и неоднократно спросила:
- Где ты девал деньги?»
(Аркадий Аверченко)
Да, да, знаю... У Пушкина было «вешними», и вообще, это наше все. Но в нашем случае эти лучи были летними, так как именно 6 июня состоялась незабываемая «встреча на Эльбе», о которой сейчас пойдет речь. Все началось с того, что на мой мобильный поступил звонок, и уже знакомая мне кредитный эксперт Олеся из филиала «Маяковский» (красивая, вежливая и грамотная в своем деле - объективно отдаю должное) сообщила довольно неожиданную благую весть - руководство сетью московских филиалов банка Уралсиб лично (!) назначило мне свидание в филиале «Маяковский», чтобы разъяснить сложившееся недоразумение, столь эмоционально описанное мною в статье «Осторожно, Уралсиб!». Я про себя даже присвистнул - ведь другие банки (не будем показывать пальцем) на подобные разборки обычно кидают не выше менеджеров среднего звена, мол для амбразуры в самый раз, пусть мрут, нам не жалко! А тут - на уровне заместителя управляющего. Дела...
Признаться честно, шел я на эту встречу исполненный праведного скептицизма - ну что может предложить мне банк, по моему твердому убеждению, укравший у меня около 40 000 честно заработанных рублей, причем в форме «вокзального разводилова»? Правильно. Или вернуть деньги и извиниться, или предоставить объяснения. Банк выбрал второе. И, должен признаться, прекрасно это обосновал. Сдаюсь!
Но, для начала, несколько слов об одном из филиалов города-героя Москвы.
Лично у меня возникло ощущение, что филиал «Маяковский», пользуясь своей территориальной принадлежностью к центру города, просто взял и нагло, цинично узурпировал в свои владения самых симпатичных и при этом грамотных и терпеливых сотрудниц Уралсиба Московского региона. Ни стыда, ни совести! О, жаль мы с вами не видели недавнюю сцену с одной клиенткой, которая, вроде меня, тоже чего-то не поняла то ли в очередной выписке, то ли в собственной жизни - мне очевидцы подробно рассказали, как это было. Она орала, словно потерпевшая на Казанском вокзале, причем орала художественно - с переливами, модуляциями! Иногда содержание ее монолога разбавлялось хорошо артикулированным матом, которым она, увы, правильно пользоваться не научилась - так, унылое сквернословие на фоне непонятной обиды на девочку-операционистку. И что, вы думаете, сотрудницы филиала и добрый охранник на входе вызвали скорую помощь с опцией перевозки душевнобольных? Черта с два! Клиентку деликатно успокоили, причем безо всяких психотропных препаратов, даже старой доброй валерьянки не предложили - просто нашли нужные слова, аргументы, жесты, выражения лиц в конце концов... Обаятельные красавицы во главе с управляющим Дмитрием (за глаза ласково, Димой, а то и Димкой - девчонки, простите, невольно выдал производственную тайну) провели настоящую психотерапевтическую операцию, клиентка ушла довольной! Я думаю, что персонал филиала в свободное время мог бы подрабатывать в том же офисе в качестве бригады скорой психологической помощи. Шутки шутками, но можно только догадываться, какой ценой даются подобные психологические нагрузки самим сотрудникам, и как им, неповинным ни в кредитной политике банка, ни в косяках любой биллинговой системы, приходится сбрасывать собственное негативное напряжение и вообще отрицательную энергию от работы с нами, клиентами. Пользуясь случаем, хочу высказать предложение по оптимизации работы с персоналом - всем сотрудникам филиала «Маяковский» выдавать за вредность молоко. А лучше коньяк! Впрочем, я согласен и на регулярные денежные премии, а они уже сами решат. Может, им шампанское больше нравится.
Мы встретились в кабинете управляющего филиалом «Маяковский» с Заместителем руководителя Московской региональной дирекции банка Петром Александровичем Борзовым.
- Можно просто Борис? - спросил он, внимательно изучив мою визитную карточку.
- Да можно, конечно! - ответил я, не упоминая о том, что со мной весь хор вообще на «ты».
Короче, представились - Борис, Петр, Ирина (как я понял - эксперт по информатизации, во всяком случае, она действительно оказалась корифеем биллинговых процессов), Ольга - вице-президент и финансовый директор нашего хора, тоже свое дело знает и своих в обиду не дает... Петр сказал: «Ну, приступим», и беседа полилась. В ее ходе мы зачитывали друг другу выдержки из «Осторожно, УРАЛСИБ!», где-то смеялись, а на некоторых цитатах у Заместителя руководителя начинали заметно ходить желваки. Ну вот, например, подлинный диалог с колл-центром, придумать такое практически не возможно:
- Деньги да, списываются, но это чтобы у вас не портилась кредитная история, которая правда уже испортилась...
- А что с моей кредитной историей? Есть просрочки?
- Вроде нету…
- Есть недоплаты?
- Э-э… кажется нету. Да, нету.
- Так откуда списания?
- Не знаю… Но если списывается - значит так надо.
- Кому надо?
- Не знаю. Может, это вообще какой-то технический сбой, а может и правда какие-то просрочки.
- Но они же тогда не светятся в счете-выписке, почему?
В телефоне что-захрипело, заухало, но по-моему с той стороны ответили, что «по кочану» и повесили трубку.
На спокойно-язвительный вопрос финансового директора хора Ольги Мозговой (А вот так, беспощадно, как финансист финансисту! В глаза смотреть!): «Как вы думаете, Петр Алексеевич, а что именно ваши сотрудники при этом курили?», Петр Алексеевич вздохнул и честно уронил: «Не знаю...», чем вызвал лично у меня первую волну огромной симпатии. Тогда я впервые подумал, что, с одной стороны, его должности не позавидуешь, а вот с другой - сидит он сейчас перед нами, такими вот всеми из себя потерпевшими, и честно пытается разрулить возникшую идиотскую ситуацию. И за этим его, совершенно человеческим, «не знаю» уже в тот момент наверняка стояли крупные оргвыводы. Сразу хочу заметить - я не хочу крови! Пусть никого не уволят. Пусть никому не срежут зарплату. Пусть никого не лишат премии. Ведь можно просто научить, правда? Даже эту телефонную неумеху из колл-центра, по жизни путающую кредитную карту с дисконтной, но обязанную отвечать на вопросы недотеп-клиентов, вроде меня.
- Вот видите, сумма в две с половиной тысячи переехала у нас с вами в правую клеточку, - острие дорогущей авторучки покалывало мою пухлую счет-выписку, обводя аккуратными овалами пропечатанные цифры.
- А вот это число у нас остается на месте, - вступила эксперт Ирина, - но при этом уменьшается на сумму срочных процентов, которые в свою очередь... Простите, вам все понятно?
Вероятно, выражение лица у меня было соответствующим. Я грустно кивнул.
- Так что, как видите, банк у вас ничего не украл, - сказал Петр Борзов. - И никак не повлиял на вашу кредитную историю.
Я понял, что крыть нечем.
- Кстати, вам правильно сказали, что она у вас нарядная - ваши прошлые грехи и грешки даже по закрытым и давно забытым вами кредитам светятся там просто кумачом. Что не просрочка, то красный день календаря! Вот только Уралсиб не имеет к этому отношения, и вы в этом сами убедились.
Я вдруг явственно понял, что оскандалился. Крепко и бесповоротно. При этом эксперт Ирина, и «замупр» Петр смотрели на меня сочувственно, как обычно смотрят на пациента практологического отделения весьма провинциальной клинической больницы. Дмитрий, управляющий филиалом, так вообще сразу покинул собственный кабинет, видимо полагая, что после той ненормальной тетки и ее истерики с визгом на весь филиал и прилегающие к нему кабаки, оставаться во взрывоопасной зоне себе дороже - а вдруг я сейчас такую же закачу, да еще с выпаданием в некрасивый мужской обморок? Так что его можно понять - кто из нас с вами может похвастаться запасным здоровьем? А запасной жизнью, а? Я вас спрашиваю! Вот то-то же. Так что повремените осуждать.
- Самое интересное, что именно по Уралсибу у вас практически нет платежных нареканий, для нас вы - вполне положительный клиент, - обнадежил Петр Александрович, а эксперт Ирина подтверждающе кивнула - да, надежный!
- Надо же... - Я как-то растерялся от собственной платежной дисциплинированности. - А что же тогда...
- Да...К сожалению, сами формы биллинговой отчетности у нас пока не везде совершенны, в них не всегда просто сразу разобраться, даже, как выяснилось, сотрудникам некоторых филиалов... М-да... Но, поверьте, мы над этим работаем.
Странно, что же тогда все это не объяснили мне столь популярно в разных подразделениях банка, а везде выдвигали самые различные версии происходящего, ссылаясь даже на технические сбои? По краю уже подуставшего сознания прополз новый сюжет - недавний диалог за кружкой пива в кафе «Менделеев» на Новослободской с одним бывшим сотрудником IT-подразделения Уралсиба, назовем его условно Максим. Он знаменит тем, что первым на просторах Интернета публично высказал в общем-то объективное сомнение: «Вот как, как сознание русскоязычного клиента может позволить доверить деньги банку, который называется «Сосёте, женераль»?!». Говорят, скандал был неописуемый!
Максимка, который в тот вечер умело перемежал пиво с водкой (меня бы с таким репертуаром уже давно похоронили бы, а он ничего - огурцом!) сразу взял быка за рога и выдал мне, как ему казалось, исчерпывающее профессиональное объяснение:
- Борь, ну а что ты хочешь, если на биллинге и вообще на информатизации в Уралсибе теперь сидят СУКИ?
- Суки... - повторил я сочувственно. - Что, плохо работают?
- Идиот! Случайно. Уцелевшие. Квалифицированные. Инженеры, - отчеканил Макс, постукивая ладонью по столу. - Сокращенно СУКИ. Аббревиатура такая. Фирменная, Уралсибовская. А не то, что ты подумал, пошляк! Нет, работают хорошо, только это не выход из положения. Сокращения штатов, плюс общее снижение финансирования. После раздутой оперы «Царица», где Уралсиб выступал типа официальным спонсором... музыка, кстати, говно, ты не слышал? нет? ну и ладно... Так вот, дирижеру Понькину после триумфа даже СВ не оплатили, он в вонючем купе у сортира домой возвращался. Денег-то нет! А ты говоришь, биллинг... Дебиллинг! И тяжелее всех сейчас именно региональным управляющим, особенно замам - они ведь те самые рабочие лошади и при этом все время, как между молотом и наковальней. И не расслабиться ведь толком...
Он махнул еще водки, вкусно крякнул, запил пивом и стал похож на лобстера.
Вернувшись в реальность, я не стал цитировать окружающим эту беседу, тем более что у меня возник вопрос, который я не поленился тут же задать:
- Ну хорошо. Ладно. Убедили, речистые. Но скажите мне, Петр, почему подобное объяснение я не получил ни сразу, ни через месяц, ни через два, а только сейчас - причем на уровне замуправляющего филиалами такого нехилого региона, как Москва, и только после того, как поднял хай на banki.ru? И почему в колл-центре сами запустили утку о якобы портящейся моей кредитной истории, причем по вине Уралсиба? Все разговоры у вас записываются, можно поднять... Зачем нужно было доводить в общем-то лояльного и спокойного клиента до столь резких движений?
Мой собеседник погрустнел.
- А вот в этом банк действительно перед вами виноват. Я хочу лично принести вам искренние извинения за эту досадную ошибку и за задержку с выяснением. Самое неприятное, что технически проверить содержание этого разговора мы уже не сможем, но я обещаю принять максимальные меры по улучшению этой ситуации. Давайте подумаем, что банк может для вас сделать, раз уж так получилось.
Стараясь не показать своего удивления и невольного потепления на душе (а у вас не потеплело бы?), я хотел было затребовать, загибая пальцы, дачу на Канарах, открытый счет в банке Уралсиб, песцовую шубу супруге, гастроли моего хора в Новую Зеландию, и чтобы недавно прибывшая управлять Московской региональной дирекцией Владычица Морская была у меня на посылках. Но вовремя вспомнил недетскую сказку про разбитое корыто и заверил всех присутствующих, что у меня и так все есть, мне ничего не надо, мол, сам могу поделиться, но вот дачку во Внуково достроить не помешало бы, пока не завалилась...
- Э-э... Так что мы там с вами про кредит говорили при нарядной кредитной истории? Платежеспособность, кстати, готов подтвердить.
Наша беседа не то, чтобы попятилась.
- Э-э... - в такт мне заметил Борзов, - Вообще-то мы с вами об этом не говорили, но... Хорошо. Давайте попробуем. Олеся поможет вам все оформить. Олеся-а! Позовите Олесю, пожалуйста.
Ну что же, если банк открыто признает свои ошибки, то почему этого не могу сделать я? Например, честно написать, что мне, пусть с криминальным опозданием, но были даны подробные разъяснения, что банк не присвоил ни рубля моих средств, а виноваты здесь различные технологические и рабочие издержки, которые не исправляются в одночасье, но над этим готовы работать... Лишний раз я поймал себя том, что очень люблю иметь с настоящими профессионалами. Настоящие профессионалы - моя давняя слабость. И ничего с этим поделать я не могу. В данной ситуации мне попались профессионалы действительно высокого класса, и это было сложно не оценить.
Я поднял глаза на Петра Борзова, внимательно его рассмотрел и подумал - блин, ну ведь хороший мужик! Засесть бы с ним в какой-нибудь ресторанчик за бутылкой доброго вина и просто потрендеть за жизнь, за музыку, за... Да за что угодно! Так сложилось, что именно из таких людей в моей жизни обычно и формируются самые верные и долгосрочные друзья – порода такая. Но вот приходится сидеть тут над пустыми по своей сути, скучными распечатками и бормотать друг другу про всякие «безакцептные списания», «срочные проценты», «принудительные инкассо», «промежуточные счета», «биллинги», «эквайринги» «эмбоссинги» и прочие сумасшедшие термины, порой напоминающие неприличные скороговорки. В общем, поневоле находиться по разные стороны баррикады, именуемой «Банк Уралсиб».
Обаятельная Олеся и правда помогла заполнить длиннющие анкеты, видимо разработанные с таким расчетом, чтобы отбить у клиента желание взять кредит еще на стадии графы, которая лично у меня спрессовалась, как «Девичья фамилия и совокупный доход вашей супруги до и после решения о замужестве с таким сокровищем, как вы, и где она вас только такого нашла». Олеся сама вколотила в компьютер всю эту хурму, вывела ее на устало вздыхающий принтер, и мне осталось только расписаться. Интересно, как теперь поведет себя загадочная Уфа? Или дружить умеет только Московское управление и филиал «Маяковский»? Ведь известно же: «Сила любого банка - в его гибкости. Не гибкие банковские систем не жизнеспособны». Кто это сказал? П.Маршалл - основатель теории банковского дела, а уж он-то знал. Так что живем дальше и ждем уже совсем другую историю про Уралсиб.
Будет время - расскажу.
Борис Тараканов,
Художественный руководитель
и главный дирижер
Академического большого хора РГГУ