Безналичное такси
Фото: www.mediacab.ru

Сегодня компания MediaCab совместно с Visa презентует новый для России формат такси. Теперь потребители могут расплачиваться в такси не только наличными, но и посредством полноценного платежного терминала. Эксперты считают будущее проекта успешным, но сетуют на недостаточное проникновение банковских карт в России.

Сейчас все больше набирают популярность дистанционные устройства оплаты в виде специальных мобильных терминалов, подключаемых к смартфонам, планшетам или ноутбукам и позволяющих проводить оплату картой в любом удобном месте. Таким терминалом может предложить вам воспользоваться и разносчик пиццы, стоя на пороге вашей квартиры, и таксист, довезший вас до дома.

Обычно подобные мобильные терминалы «превращают» гаджет, к которому они подсоединены, в подобие POS-терминала, но не выдают чек, зато позволяют расписаться за трансакцию прямо на экране мобильника или планшета либо ввести единоразовый пароль. Такие терминалы предлагают своим корпоративным клиентам по меньшей мере четыре банка — Промсвязьбанк, Приватбанк, Альфа-Банк и Банк24.ру.

Новое дыхание

Решение MediaCab (так называемая мультифункциональная система повышения уровня сервиса пассажиров такси) представляет собой два полноценных POS-терминала, установленных в такси, с которыми клиент взаимодействует самостоятельно, как в любом магазине, а также подключенный к терминалу таксометр и дополнительно установленный навигатор. Кроме этого, салон автомобиля будет оснащен интерактивными сенсорными терминалами с информационным и развлекательным контентом.Чек клиенту «выдает» таксометр. Решение об оплате наличными или картой принимает сам клиент, выбирая нужный вариант на терминале. Там же он может указать, сколько чаевых безналично оставит таксисту.

Банк «Русский Стандарт» выступает как эквайер проекта, а компания Verifone — как поставщик платежных терминалов. Также партнерами MediaCab являются «Мегафон» в качестве поставщика услуг связи и РБК-ТВ в качестве медиапартнера.

Большие планы

Как рассказал Банки.ру исполнительный директор MediaCab Михаил Горин, компания была создана в январе 2012 года, однако работа над проектом началась еще летом прошлого года. 3 декабря стартовал пилотный проект с «Такси 991», в рамках которого 55 автомобилей Chevrolet Cruze были оборудованы двумя платежными терминалами.

«Было разработано и сертифицировано специализированное банковское платежное решение для такси, — отмечает Горин. — В ближайшее время MediaCab начнет установку оборудования еще в двух таксомоторных парках. Пилотный проект стартовал в Москве, но в ближайших планах компании — работа в основных городах-миллионниках».

В MediaCab ожидают, что к концу 2013 года системой будут оснащены уже 2 тыс. автомобилей, а на самоокупаемость проект выйдет через четыре года. Основными преимуществами новой разработки в компании называют связь терминала с таксометром; платеж без участия водителя; специальный интерфейс платежного терминала для пассажиров такси; прием всех видов карт платежных систем Visa, MasterCard и American Express, включая бесконтактные и в перспективе — NFC-карты.

По словам Горина, оборудование таксопарка сервисом MediaCab стоит 2—2,5 тыс. рублей в месяц (для одного автомобиля), но это никак не влияет на стоимость поездки пассажира.

Позитивные настроения

Несмотря на присутствие на рынке мобильных платежных терминалов вышеупомянутых банков, опрошенные обозревателем Банки.ру эксперты почти в один голос сказали, что проект MediaCab, очевидно, ждет успех, так как он удобен в реализации как для водителя, так и для клиента.

«Это хорошая идея, — считает вице-президент банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Анисимов. — Если на Западе такие терминалы работают, и работают успешно, не вижу причин, которые бы могли помешать им стать интересными для российских потребителей. Конечно, в силу российского менталитета большая доля москвичей будет продолжать платить в такси наличными, даже при наличии специальных терминалов. Но тем не менее для Москвы и Санкт-Петербурга подобное решение будет актуальным, так как там развита инфраструктура безналичной оплаты».

Анисимов полагает, что 15—20% клиентов, пользующихся услугами такси с POS-терминалами в Москве и Питере, начнут со временем платить за такси только с помощью терминалов. «По моему мнению, первым делом подобные терминалы привлекут клиентов как некие аттракционы, — размышляет банкир. — Если человек никогда не платил в такси картой, но при этом карту имеет, ему станет просто интересно расплатиться ей, а потом это может войти у него в полезную и удобную привычку».

Отличной идеей считает новый проект и руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка Максим Волков. Он указывает на то, что оборудование такси подобными терминалами удобно водителю, так как «ему меньше придется возиться с наличными, отсчитывая сдачу». «Когда нет наличных, то их нельзя отнять, получается, что и безопасность водителя возрастает», — замечает эксперт.

Он также обращает внимание на постепенное изменение ситуации в России, когда все больше соотечественников, предпочитающих расплачиваться наличными деньгами, получают зарплату на карточки и начинают использовать их. «Кроме того, я уверен, что люди, которые ездят в такси, имеют банковские карты, поэтому определенная популярность у таких терминалов в такси будет, — говорит Волков. — Однако не думаю, что терминалы в такси будут популярны в других городах-миллионниках, кроме двух столиц. По моим прогнозам, они могут заинтересовать еще жителей Нижнего Новгорода и Екатеринбурга».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru