Впервые на российском рынке компания, занимающаяся микрофинансированием, готовится привлечь средства с помощью облигаций. Компания «Домашние деньги», подконтрольная финансисту Евгению Бернштаму, рассчитывает разместить 3-летний выпуск на 1 млрд рублей.

Как рассказал газете «Коммерсант» Бернштам, компания «Домашние деньги», чей совет директоров он возглавляет, заключила договор с российским рейтинговым агентством «Эксперт РА» на присвоение рейтинга кредитоспособности и надежности и ведет аналогичные переговоры с Fitch Ratings. По его словам, рейтинги понадобились для выхода компании на публичный долговой рынок. В конце II — начале III квартала «Домашние деньги» рассчитывают разместить дебютный выпуск 3-летних рублевых облигаций на 1 млрд рублей с полугодовым купоном, пояснил Бернштам.

Официальных оценок рынка микрофинансирования нет: до января этого года он был нерегулируемым. С 4 января (дата вступления в силу закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») его в РФ регулирует Минфин, однако реестра компаний пока нет. По оценкам Российского микрофинансового центра (РМЦ), на рынке работает около 300 компаний, самой старой из которых пять лет. «Крупнейший участник этого рынка имеет чистые активы (выданные кредиты минус погашенные и невозвращенные) более чем на 1,3 миллиарда рублей, тройку лидеров завершает компания с чистыми активами в 450 миллионов», — иллюстрирует президент РМЦ Михаил Мамута масштаб бизнеса крупнейших игроков. На 1 января 2011 года объем рынка, по оценке РМЦ, составлял 27 млрд рублей, или около 1 млрд долларов.

Основных направлений у микрофинансирования три: займы наличными на срок от нескольких недель до года (средняя ставка — около 100% годовых), экспресс-микрокредитование на потребительские цели (в среднем под 60% годовых) и относительно длинные предпринимательские займы малому бизнесу (в среднем под 28,5% годовых). Компания «Домашние деньги» специализируется на первом направлении. Ее чистые активы составляют 1,3 млрд рублей, просрочка по микрозаймам — 23%, что, по словам Бернштама, является нормальным явлением для этого бизнеса.

До последнего времени компании, занимающиеся микрофинансированием, привлекали средства на развитие довольно дорогим способом. «В основном средства привлекаются от банков (под 13—17% годовых), иногда зарубежных фондов (под 9,5—10% годовых)», — говорит Мамута. По его оценке, финансирование через облигации будет дешевле банковских кредитов на 1—1,5 процентного пункта.

Более дешевое финансирование будет способствовать развитию микрофинансового бизнеса. Потенциал рынка микрофинансирования в РМЦ оценивают в 10 млрд долларов. Согласно презентации «Домашних денег» для инвесторов, 47% взрослого населения России в возрасте от 16 лет попадают в категорию «не обслуживаемых банками» ввиду слишком низкого (менее 15 тыс. рублей) или не подтвержденного дохода. К этой категории, являющейся основной аудиторией для микрофинансовых компаний, относятся почти 60 млн человек.

Впрочем, учитывая высокую рискованность сегмента, в котором работают микрофинансовые организации, перспективы привлечения долгового финансирования на публичном рынке даже крупнейшими игроками неочевидны, отмечают эксперты. Обычно инвесторы не слишком охотно вкладывают средства в компанию, желающую привлечь более 30% от стоимости активов, указывает начальник управления анализа долговых рынков ФК «Открытие» Владимир Малиновский. Результаты первого размещения облигаций микрофинансовой компании будут определяться предложенной доходностью, считает аналитик БК «Регион» Александр Ермак.