Рынок факторинга по объему уступленных денежных требований в 2010 году вырос на 37,5% и вплотную приблизился к уровню в 500 млрд рублей. Такую оценку дает рейтинговое агентство «Эксперт РА», выступившее организатором VII ежегодной конференции «Факторинг в России — 2011, взгляд в будущее». Факторинговое вознаграждение, как указывает агентство в пресс-релизе по итогам мероприятия, снизилось на 10—15%. Причина — обострение ценовой конкуренции; особенно жесткой она оказалась в сегменте факторинга с регрессом в Москве, где сконцентрированы усилия большинства крупных игроков рынка.

«Крупные игроки рынка считают, что привлечь и удержать клиента можно только ценовой политикой, из-за этого произошло обострение ценовой конкуренции, — полагает заместитель директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Александр Градов. — Тем не менее стоимость услуги не единственное конкурентное преимущество. Факторинг менее рискован, чем кредит, но это беззалоговое финансирование, поэтому эта услуга не может стоить меньше кредита. Одним из основных конкурентных преимуществ в данной ситуации становится индивидуальный подход, когда каждому клиенту предлагается уникальный набор продуктов и тарифов».

Председатель правления банка «Национальная Факторинговая Компания» Роман Огоньков отметил, что кроме развития продуктовой линейки существует ряд конкурентных механизмов, которые могут задействовать факторинговые компании в неценовой конкуренции. «В первую очередь это, конечно, качество подготовки персонала. Сейчас факторинговый продукт продается как типичный банковский. Необходимо уделять большее внимание повышению квалификации персонала, который в конечном итоге и приносит результат компании».

С ним согласен президент агентства рейтингового мониторинга «ОмниГрейд» Михаил Трейвиш. «Даже те люди, которые работают в факторинговых компаниях, не всегда понимают, что факторинг — это не продукт. Это набор продуктов, ориентированный на разные требования. Необходимо объяснить клиенту, что у него есть выбор среди нескольких предложений, ориентированных на разные потребности».

Александр Морозов, директор департамента факторинговых операций банка «Петрокоммерц», дал оценку перспективам развития рынка факторинга в ближайшие годы: «Ситуация в экономике будет стабилизироваться, продолжится развитие мелких факторов. Маржа факторов будет снижаться, они будут стремиться увеличить свои доходы за счет объема. Все это приведет к тому, что рынок будет увеличиваться. При оптимистичных условиях, мы считаем, он может удвоиться за 2011 год».

По оценкам «Эксперт РА», объем рынка в 2011 году может достичь 700 млрд рублей (прирост по сравнению с 2010-м составит около 40%). Однако, по мнению Марины Мусиец, ведущего аналитика отдела рейтингов кредитных институтов, сохранить высокие темпы, как во второй половине 2010 года (55%), вряд ли удастся: скажется снижение избыточной ликвидности финансового сектора из-за ужесточения монетарной политики. Точками роста рынка факторинга в 2011 году станут развитие факторинга в регионах и безрегрессного факторинга, однако такой рост потребует существенных инвестиций в развитие, на что в условиях снижения доходности отважатся далеко не все.