На рынке кредитных карт впервые с момента его зарождения сменился лидер. Бессменно занимавший первое место по объему портфеля кредиток банк «Русский Стандарт» уступил первую позицию в ключевом для себя сегменте Сбербанку, активно разрабатывавшему в последнее время новые кредитные продукты. Пока перевес минимален, но, учитывая огромную сеть Сбербанка и накопленную клиентскую базу, а также самое дешевое среди банков фондирование, в дальнейшем разрыв будет только увеличиваться, пишет «Коммерсант».

Согласно исследованию аналитического агентства Frank Research Group, по итогам января первое место на рынке кредитных карт в России впервые занял Сбербанк. Он вытеснил банк «Русский Стандарт» с позиции лидера, которую тот бессменно занимал с момента зарождения этого рынка в России. По данным Frank Research Group, в 2004 году доля рынка кредитных карт приходящаяся на «Русский Стандарт», составляла 76,9% (объем задолженности 10,8 млрд рублей). На 1 февраля 2012 года размер задолженности по кредитным картам «Русского Стандарта» — 68 млрд рублей, Сбербанка — 68,1 млрд. Теперь доля каждого из этих банков на рынке кредитных карт — около 15,6%, подсчитали в Frank Research Group. Третье место среди лидеров рынка по-прежнему занимает ВТБ 24 (портфель — 38,4 млрд рублей, доля рынка — 8,8%).

При подготовке материалов агентство Frank Research Group использует данные российской отчетности банков, опубликованные на сайте ЦБ. Используемая методика расчета не учитывает овердрафты по дебетовым картам и полностью учитывает просроченную задолженность по кредитным картам.

О запуске проекта по выпуску кредитных карт Сбербанк объявил весной 2008 года. Первоначально планировалось выдавать карты зарплатным клиентам и заемщикам, имеющим в Сбербанке хорошую кредитную историю. По итогам 2008 года Сбербанку удалось выпустить 111 тыс. кредитных карт, объем задолженности по ним составил 1,6 млрд рублей, а доля Сбербанка — 0,7%. У «Русского Стандарта» в то же время объем задолженности по кредиткам превышал 69,9 млрд рублей, доля рынка — 33,1%. Массовую выдачу кредиток клиентам «с улицы» Сбербанк начал осенью 2009 года.

К началу 2010 года объем задолженности по кредитным картам Сбербанка увеличился до 7,4 млрд рублей (доля рынка 3,7%). «Русский Стандарт» в это же время, столкнувшись с нехваткой ликвидности из-за кризиса, напротив, сдерживал кредитование: к июлю 2010 года его объем задолженности по кредиткам сократился до 49,6 млрд рублей, доля рынка — до 23,1%. В 2011 году «Русский Стандарт» возобновил кредитную активность: прирост задолженности по кредиткам составил 32,3% до 66,3 млрд рублей в абсолютном выражении. На тот момент портфель Сбербанка был на 2,2 млрд рублей меньше. Однако в итоге в борьбе со Сбербанком силы оказались неравны.

Рынок кредитных карт — не первый, на котором «Русский Стандарт» теряет лидерство. В 2009 году пальму первенства на рынке кредитования в торговых сетях он уступил Хоум Кредит Банку. Впрочем, если ослабление позиций на этом рынке было осознанным шагом «Русского Стандарта», который таким образом снижал свои риски, то рынок кредиток банк называл приоритетным для себя и именно на него делал ставку.

Впрочем, в самом «Русском Стандарте» не признают поражения. «Направление кредитных карт является приоритетным для нас — к настоящему моменту банком выпущено свыше 35 млн кредитных карт, объем кредитов, выданных с их использованием, составляет 83,62 млрд рублей», — сообщили в пресс-службе «Русского Стандарта», ссылаясь на данные неаудированной отчетности по МСФО на 1 февраля. Банк является абсолютным лидером направления, занимая свыше 30% рынка по числу выпущенных кредитных карт и свыше 20% рынка по объему портфеля, утверждают там. Выяснить, чем именно объясняется расхождение в расчетах самого банка и Frank Research Group, не представляется возможным. Ежемесячную отчетность по МСФО банк не публикует, а последняя доступная публичная отчетность банка по МСФО, в которой есть разбивка по отдельным видам кредитов, датирована 31 декабря 2010 года. На тот момент объем задолженности «Русского Стандарта» по кредитным картам составлял 44,6 млрд рублей. При этом подсчет по методике Frank Research Group на ту же дату давал даже лучший результат — 50,1 млрд рублей.

В Сбербанке с подсчетами Frank Research Group согласны. «Чтобы добиться нынешних результатов, были разработаны новые продукты и процессы. В частности, была внедрена технология выдачи кредитных карт в течение 15 минут, за полгода по этой технологии выдано более 400 тыс. карт, — сообщили изданию в пресс-службе Сбербанка. — Кроме того, в 2011 году была реализована регулярная процедура увеличения кредитного лимита активным клиентам, за год лимиты были увеличены более чем по 1 млн карт». Целевой объем задолженности Сбербанка по кредиткам на конец текущего года — 100 млрд рублей, указывают там.

Смена лидера на этом рынке неудивительна, считают банкиры. «Имеющиеся у Сбербанка исторически инфраструктурные преимущества в виде крупнейшей сети отделений (по данным ЦБ, 19,199 тыс. против 216 у «Русского Стандарта»), а также обширнейшей базы клиентов сами по себе являются гарантией успеха, — отмечает председатель правления банка «Авангард» Валерий Торхов. — Учитывая это, у «Русского Стандарта», как, впрочем, и у любого другого банка, не было шансов победить в этой борьбе».

«Не стоит забывать и о более широких, чем у частных банков, возможностях Сбербанка по привлечению дешевого фондирования и, как следствие, возможности сделать более выгодное предложение клиентам», — добавляет управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. Впрочем, по мнению Валерия Торхова, тот факт, что Сбербанк стал лидером рынка кредитных карт, не означает, что другим банкам нет на нем места. И «Русский Стандарт», и другие игроки продолжат развитие на нем вне зависимости от занимаемых мест, резюмировал он.