Минфин готовит разъяснительное письмо о том, что экономия на процентах за льготный период по кредитным картам компаний не является доходом, а значит, не облагается налогом, пишет в четверг газета «Коммерсант». Об этом представитель налогового департамента ведомства сообщил в среду на втором заседании рабочей группы по вопросам безналичных расчетов.

Уточнение, что выгода корпоративных клиентов банков от пользования кредитом по коммерческим картам в течение грейс-периода (срок беспроцентного пользования кредитом при совершении платежей) налогом на прибыль организаций не облагается, участники заседания предложили внести в Налоговый кодекс. Именно это, по мнению авторов соответствующего законопроекта, мешает росту числа корпоративных карт.

Банкиры рассчитывают, что введение налоговых послаблений для компаний, осуществляющих расчеты по корпоративным кредитным картам, будет способствовать продвижению этого продукта, который пока не слишком заметен на российском рынке. «Особо бурный рост (в два раза) потребительские карты продемонстрировали с 2005 года, то есть с того момента, когда было законодательно определено, что экономия на процентах, относящаяся к беспроцентному периоду, установленному в договоре о предоставлении банковской карты, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Введение этой поправки позволило резко увеличить и предложение, и спрос на потребительские кредитные карты»,— говорится в пояснительной записке к документу. Аналогичного эффекта в корпоративном сегменте ожидают от внесения уточнений в Налоговый кодекс авторы предлагаемых поправок. Они прогнозируют возможный средний размер расходов крупных компаний по корпоративным кредитным картам на уровне 0,2% от оборота этих компаний.

С таким мнением согласен директор департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка Герман Харченко. «Более активное использование корпоративных карт, в том числе с лимитом овердрафта, возможно даже с беспроцентным периодом, заметно упростит финансовым службам компаний управление денежными потоками и их бухгалтерское сопровождение, — поясняет он. — Банки в свою очередь заинтересованы в таком продукте, поскольку это снижает востребованность клиентами наличного денежного оборота, влекущего для кредитных организаций большие издержки и меньшую доходность».

Аналогичное разъяснение намерен Минфин дать и об отсутствии выгоды для участников бонусных программ. «С учетом характера операций предполагается возврат держателям карт определенного незначительного процента от суммы операций по карте»,— говорится в пояснительной записке. Авторы документа указывают, что применительно к стимулированию держателей банковских карт с точки зрения потребителей также не происходит получения дополнительных денежных средств — потребителю лишь возвращается незначительная часть средств, затраченных им ранее.

Рассматривались на заседании и другие методы сокращения наличных расчетов, в частности снижение НДС по расчетам, совершенным в безналичной форме, однако «такой вариант налоговым департаментом было предложено детальнее не рассматривать, поскольку подобная практика может привести к перекосу в налоговом учете и администрировании», уточняет Харченко, участвовавший во встрече. Вместо этого, по словам Харченко, представителем ЦБ было предложено проработать использование иных инструментов стимулирования безналичных расчетов, в частности, представлять налоговые льготы организациям, приобретающим банкоматы и POS-терминалы.

Не встретило одобрения у регулятора и предложение законодательно закрепить обязанность фондов перечислять пенсии и пособия на карты, предприятий малого бизнеса — перечислять зарплату сотрудникам только на карты, если их число превышает 20 (для предприятий бытового обслуживания) или 35 человек, а также установить максимальную сумму, которая может быть принята от физического лица в наличной форме: такая сумма не может быть однозначно определена для всех форм расчетов, добавляет участвовавшая во встрече директор центра развития банковской системы ассоциации региональных банков «Россия» Светлана Языкова.