Десятая часть китайского пирога
Лайтбанк ставит на китайские карты
Фото: ЛайтБанк

Платежная система «Золотая корона» сообщила сегодня, что Лайтбанк приступил к эмиссии кобрендовых карт «UnionPay – Золотая корона». Как стало известно порталу Банки.ру, десятая часть всей эмиссии «китайских» карт в России может прийтись на банк из пятой сотни по активам.

Китайское пришествие

По информации «Золотой короны», оформлять в Лайтбанке кобрендовую карту «UnionPay – Золотая корона» клиенты начали уже в середине августа 2014 года.

Заместитель председателя правления Лайтбанка Денис Фонов отмечает, что на сегодняшний момент банк эмитировал 10 тыс. карт, из них порядка 20% уже находятся у клиентов на руках. «По сути, мы стали первым банком, который полноценно эмитировал карты платежной системы China UnionPay (CUP). Банки, делавшие это до нас, осуществляли эмиссии неполноценных карт CUP», — говорит Фонов.

Напомним, что карты China UnionPay (преимущественно на Дальнем Востоке) эмитируют такие российские кредитные организации, как МТС-Банк, Восточный Экспресс Банк и Еврофинанс Моснарбанк.

«В течение двух-трех месяцев мы планируем эмитировать еще 30–40 тысяч карт CUP. Сейчас это только дебетовые карты, но в будущем мы также запустим кредитки, — продолжает Фонов. — Карту может получить любой человек или организация, но только в нашем офисе в Москве. В ближайшем будущем мы рассматриваем вариант рассылки наших карт в другие регионы России».

Начальник управления развития розничного бизнеса Абсолют Банка Антон Павлов считает, что рассылка карт China UnionPay по регионам России может быть перспективна в основном для регионов, граничащих с Китаем. «Жители других регионов (за исключением двух столиц) вряд ли заметят существенную разницу между Visa, MasterCard и UnionPay, — комментирует эксперт. — Как показывают исследования, большинство жителей нашей страны используют карты для снятия наличных в банкоматах, а в этом случае безразлично, по карте какой платежной системы проводится операция».

Сейчас на сайте Лайтбанка представлены карты UnionPay в рублях и юанях категории Classic, Gold или Platinum. Стоимость годового обслуживания такой карты немного разнится в зависимости от выбранной валюты. Например, за классическую именную «китайскую» карту в год придется заплатить 200 рублей, или 35 юаней (204,7 рубля), а за «платиновую» — 2,5 тыс. рублей, или 400 юаней (2,3 тыс. рублей). Также клиентам доступны предоплаченные карты китайской платежной системы.

По словам Фонова, в основном клиенты приходят в Лайтбанк по принципу «сарафанного радио», поэтому клиентская база у кредитной организации небольшая. «Мы не розничный банк, — поясняет заместитель председателя правления Лайтбанка. – У нас обслуживается около 400 клиентов-юрлиц и около 15 тысяч клиентов-физлиц».

Согласно данным портала Банки.ру, Лайтбанк занимает 495-е место по активам среди банков России, его активы составляют 2,7 млрд рублей (на 1 августа 2014 года). Чистая прибыль банка – 133 тыс. рублей. На начало августа банком было выдано вкладов физлицам на сумму 67,7 млн рублей, кредитов – на сумму 377,5 млн.

200 тыс. карт для топ-500: умозрительный сценарий

Денис Фонов рассказал Банки.ру, что сейчас Лайтбанк ведет активные переговоры с 23 ассоциациями китайских работников, китайских формальных и неформальных сообществ, которые существуют и функционируют на территории России.

«Если геополитическая ситуация не поменяется, то в течение года-двух мы выдадим членам этих ассоциаций более 200 тысяч карт CUP», — заявляет Фонов. Следует отметить, что 200 тыс. карт – это одна десятая эмиссии, которую запланировала China UnionPay в ближайшие три года в России.

«Совместно с China UnionPay мы договариваемся с мерчантами о работе с CUP. Сейчас к работе с CUP готовится несколько сот торговых точек по всей стране. Помимо этого, не возникает проблем с расчетами картами UnionPay в точках, эквайерами которых являются Газпромбанк, Банк Москвы, «Русский Стандарт».

Сейчас мы запускаем отдельный ресурс для пользователей Union Pay, который будет рассказывать о развитии покрытия системы, ее особенностях, наших маркетинговых акциях и бонусах для картодержателей CUP, — комментирует Фонов. — По моим оценкам, уже к концу 2014-го – началу 2015 года у человека, имеющего карту UnionPay, не должно возникать особого дискомфорта при ее использовании в городах-миллионниках».

Как указывает один из источников, близких к Лайтбанку, кредитной организации уже удалось договориться о сотрудничестве в России с мерчантом Global System, у которого несколько сот точек в нашей стране. Также на стадии переговоров находятся договоренности с X5 Retail Group (сеть магазинов «Перекресток», «Пятерочка» и др.), в которую Лайтбанк хочет «привести» China UnionPay, одновременно запустив в магазинах кобрендовый проект.

Представители кредитных организаций достаточно скептически относятся к грандиозным планам некрупного банка.

«Сомневаюсь, что за два года небольшому банку удастся наработать «карточную» базу в 200 тысяч человек. В данном случае роль сыграет и размер банка, и отсутствие собственной широкой банкоматной сети, и выбор в пользу China UnionPay, и тот факт, что на данном этапе банк предлагает дебетовые карты, — рассуждает Антон Павлов из Абсолют Банка. — Конечно, можно раздать 200 тысяч карт CUP жителям Китая и России, которые часто «курсируют» между этими странами, но это скорее умозрительный сценарий, нежели реальный. На сегодняшний день с платежными системами Visa и MasterCard не возникает никаких проблем, поэтому предпосылок для столь масштабной экспансии China UnionPay в Россию я пока не вижу. Впрочем, как одна из международных платежных систем CUP вполне успешна».

Директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус обращает внимание, что для обычного россиянина, в принципе, все равно, карту какой платежной системы он держит в своем кошельке — «Про100», «Золотой короны», Visa или China UnionPay, – главное, чтобы по ней банкомат выдавал наличные. «Не думаю, что Лайтбанку удастся привлечь новых клиентов именно тем, что он готов предложить им карты China UnionPay. Для банка, находящегося в конце топ-500 по активам, выдать за два года 200 тысяч карт – в принципе, оптимистично, но нереально. Это лично мое мнение, — говорит Белоус. — Наверное, туристов из России в Китай и наоборот ежегодно въезжает много, а вот по делам бизнеса пересекают границу вряд ли тысячи. И нужны ли при этом китайским бизнесменам, приезжающим по делам в Россию, карты российского банка — большой вопрос».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru