Длительное время мы старались не замечать очевидных сигналов предстоящих трудностей, убеждая друг друга, что «это не первый кризис», «прошли 90-е и это пройдем». Наблюдали рост портфелей корпоративных и потребительских кредитов, количества займов в отраслях и на домохозяйство, объемов просроченной задолженности. И ждали, что все обойдется.

Чудес не бывает, по крайней мере бесплатных, а платить не хотелось никому. И так тянулось достаточно долго… Наиболее гротескно, пожалуй, последние полтора года.

Сотни тысяч граждан брали очередную кредитку, чтобы рассчитаться по предыдущей. На дорогие потребительские кредиты покупали предметы «относительной роскоши», без которых можно было бы обойтись. Показательна истерия с i-устройствами, приобретаемыми с первого завоза в кредит людьми, которые не в состоянии их купить на собственные средства. Вспоминается яростное недовольство людей, которым банки отказывали в кредитах, объясняя свои решения потенциально неподъемной долговой нагрузкой заявителей.

Перед началом сокращений, когда владельцы бизнесов уже чувствовали охлаждение рынков, к ним приходили сотрудники и требовали повышения зарплат, ссылаясь на рост цен, угрожая покинуть компанию. Сегодня снова популярны шутки из серии «лучший бонус 2014 – наличие работы в 2015-м» и «наличие рабочего телефона круче последней модели мобильного».

Росло количество «халявы»:

– купонаторы продавали безумные скидки,

– десятки мессенджеров позволяли экономить на телекоммуникациях,

– ретейл агрессивничал рознично-оптовыми акциями невиданной щедрости,

– пираты распространяли карты доступа к телеканалам, сканированные книги,

– в Интернете можно было купить подделки дорогих часов, телефонов, сумок, одежды.

Предприятия из-за продвижения «халявы» недополучали выручку и бодро брали очередные кредиты, объясняя сами себе, что денежный поток наладится, а пока «несем маркетинговые издержки на раскрутку». Помню, слышал много обид: «Вы низко оцениваете мой бизнес / завод / здание / торговый центр». Но не помню, чтобы кто-нибудь прислушивался к советам финансистов о том, что следует «подумать об устойчивости бизнеса, который может не вынести стресс-теста».

Все больше и больше людей на вопрос «чем занимаешься?» отвечали: «дела делаю» или «вопросы решаю». Популярным стал девиз: «Деньги – ничто, имидж – все!».

В корпоративной жизни тоже наметились перекосы: резко подскочило количество совещаний и внешних встреч – постоянно заняты переговорные и корпоративный транспорт. В некоторых организациях ужесточились выплаты по системам мотивации, контроль трудового распорядка и соблюдение должностных инструкций.

Возросло количество постов в социальных сетях, поднялся градус обсуждения курсов валют и стоимости нефти. Рестораны и магазины начинают имитировать неработоспособность устройств приема платежных карт, возвращаясь к черному кешу. Граждане мечутся с мыслями об иностранной валюте между «покупать или продавать» и «сегодня или подождать».

Похоже, время нас ничему не научило. За текущее состояние экономики придется заплатить. Каждому. Пора избавится от навязчивой мысли «как бы мне заработать на курсе» и перейти к созданию дополнительной ценности собственным трудом. Мы и так слишком долго занимались спекуляцией на товарах и услугах производимых на внешних рынках. Недоплачивали, за все, что могли.

Вчера говорили, какие мы крутые специалисты – поднимите нам зарплату, или уйдем. А сегодня скулим по поводу того, что кругом сокращения, урезают зарплату, что платить по кредитам или выполнять иные обязательства мы не можем. Как-то непоследовательно.

Мало платят – увольняйся, ищи другую работу или работай на прежней в два раза усерднее, чтобы платили столько же. К чему рассуждать о стоимости нефти, которую большинство никогда в жизни не видело. Зачем брать очередной кредит, если есть купленные доллары «в заначке»? К чему разговоры о дороговизне парковок, если значительно быстрее ездить на метро?

Слышны бравые возгласы о том, что «кризис – время возможностей». Время возможностей – оно всегда. Для тех, кто знает, что делать. Ключевое слово – «делать», в контексте «создавать», «предпринимать», «созидать». Почему мы забыли, что такое работать на двух работах? А ведь по вечерам еще и учиться можно!

Пора понять, что цепочки создания ценности будут сокращаться. Многие бизнесы не смогут прокормить посредников. И если вы были «промежуточным звеном», следует как можно скорее переориентироваться, а не выжидать. Грядущие трудности будут иметь крайне затяжной характер.

Предпринимателям неразумно бегать по рынку в поисках денег, лучше ищите хороших консультантов, работающих на результат. Структурируйте и облегчайте свой бизнес: финансы, технологии, процессы, продукты, персонал. Займитесь переосмыслением сути того, что на самом деле приносит вам деньги сегодня и обеспечит их завтра. Не стремитесь сохранить клиентскую базу и продуктовую линейку в полном объеме – как можно скорее откажитесь от спорных элементов в пользу длительного выживания.

Физическим лицам советовал бы смириться с неизбежностью финансовых потерь. Не важно, какое у вас благосостояние, – «налог на кризис», скорее всего, никого не обойдет стороной. Заплатить придется тем или иным образом. Не фокусируйтесь на этом и не рефлексируйте. Уже поздно. Зато сейчас самое время подумать, что правильным будет завтра. Будущее еще можно изменить.

Теперь у каждого есть выбор – написать гневный комментарий под заметкой и выпустить «пар в свисток» или всерьез задуматься над тем, как же использовать сложные времена во благо себе, семье и обществу.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции