Большинство россиян остаются консервативными в выборе способа оплаты услуг ЖКХ, осуществляя основную массу таких платежей через почтовые отделения или отделения Сбербанка. К таким выводам пришло Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), оценив результаты всероссийского опроса, проведенного совместно с компанией Russian Realty Research (R3).

При этом две трети тех, кто выбирает Сбербанк, предпочитают совершать оплату именно через кассу отделения (46% от общего числа респондентов). Специальные терминалы для оплаты услуг ЖКХ, установленные в отделениях Сбербанка, востребованы пока только у 10% населения. Услугами почты для оплаты коммуналки регулярно пользуются 34% опрошенных.

Другие возможные способы оплаты значительно менее популярны среди населения. В частности, непосредственно в организациях, предоставляющих услуги ЖКХ, оплачивают счета 8% граждан, через кассу или банкомат другого банка (кроме Сбербанка) — 4%.

Удаленные способы оплаты коммунальных услуг (платеж через Интернет или с помощью мобильного телефона) пока вовсе не прижились среди россиян. Не пользуется спросом среди наших соотечественников и услуга банков по автоматическому списанию средств в оплату ЖКУ с банковского счета. Вариант ответа «Стоимость услуг ЖКХ автоматически списывается со счета в банке» или «Оплата со счета в банке через Интернет» не выбрал практически ни один респондент, мобильным банкингом для этих целей пользуется 1% опрошенных россиян.

Привычка оплачивать ЖКУ традиционным способом (в Сбербанке или на почте), отсутствие бумажного чека или квитанции об оплате, а также общее недоверие к платежам через Интернет или мобильный телефон — таковы основные сдерживающие факторы развития удаленных платежей за ЖКУ. Примечательно, что доля тех, кто не доверяет дистанционным платежам, среди активных пользователей Интернета чуть больше, чем в целом по России (20% против 16%).

Неудобство осуществления коммунальных платежей через Интернет — еще одно важное препятствие для их развития. Об этом говорят 8% россиян и 20% активных интернет-пользователей. А 10% россиян признаются, что не знают о возможности оплачивать коммунальные услуги через Интернет или мобильный телефон.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2010 года. Опрошено 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Вопросы предусматривали возможность выбора нескольких вариантов ответа.