Урезание госрасходов в прошлом году стоило российской экономике более 1 процентного пункта экономического роста. Такие данные приводит «РБК daily» со ссылкой на расчеты Центра макроэкономических исследований Сбербанка. «Общее сокращение госрасходов как доли ВВП в 2010 году негативно повлияет на экономический рост», — прогнозируют эксперты в обзоре «Эффективность госрасходов в России». Необходимость сокращения госрасходов появилась в посткризисный период, когда экономический спад и растущие расходы привели к почти повсеместному росту бюджетных дефицитов. Эта политика государства уже заработала: трехлетний бюджет предполагает сокращение расходов с 22,7% ВВП в 2010 году до 19,7% в 2013-м.

Большинство социальных обязательств бюджета, в том числе взятых на себя государством во время кризиса, носит обязательный характер и не может быть сокращено в ближайшее время, особенно в преддверии парламентских и президентских выборов 2011—2012 годов, говорят авторы обзора. Одновременно государству придется бороться с увеличенной нагрузкой на Пенсионный фонд, связанной с выходом на пенсию поколения беби-бумеров послевоенных лет. Это значит, что под «сокращение» пойдут бюджетные расходы, связанные с национальной экономикой, ЖКХ и охраной окружающей среды. Их доля снизится с 4,6% ВВП в 2009 году до 2,8% в 2013-м.

Это вполне ожидаемый сценарий, считает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Мы видим желание и тенденцию сокращать расходы», — говорит он. Доказательство этого — нынешний бюджет, план по расходам которого остался недовыполненным. «По итогам 11 месяцев прошлого года расходы были профинансированы всего на 75,7%. Похоже, мы так и не вышли на тот уровень расходов, который был запланирован», — указывает Девятов. Бюджетные расходы будут уменьшаться. Естественно, тут есть приоритеты, оборона и социалка — это, безусловно, статьи, которые будут сокращаться в последнюю очередь, говорит он.

Такое перераспределение расходов негативно скажется на ВВП. В предкризисные годы растущие расходы на национальную экономику были локомотивом экономического роста. В 2005—2009 годах расходы по этой статье выросли на 4 процентных пункта ВВП, что стимулировало рост экономики в среднем в год на 0,54 процентного пункта. Ценность увеличения расходов на социалку была куда скромнее — всего 0,22 пункта в среднем в год. Расходы на оборонку и правоохранительную деятельность почти не оказывали влияния на ВВП — они добавляли всего 0,06 процентного пункта в год.

Сокращение бюджетных расходов в первые три квартала 2010 года уже негативно повлияло на темпы прироста ВВП: в конце 2010 — начале 2011 года экономика потеряла 0,3—1,3 процентного пункта роста. «Среди всех категорий расходов наибольший отрицательный вклад в рост ВВП может внести происходившее в 2010 году сокращение расходов на национальную экономику, ЖКХ и охрану окружающей среды», — отмечают авторы обзора. По их данным, возможный рост экономики упал на 1,4 процентного пункта. Увеличившиеся расходы на культуру и социальную сферу ситуацию не спасли: они «добавят» всего 0,14 пункта.

Эта тенденция будет только усиливаться. «Переориентация госрасходов в размере 1 процентного пункта ВВП из статьи «экономика» в статью «силовые ведомства» снизит темпы экономического роста на 0,26 пункта, а при переориентации тех же расходов из статьи «экономика» в социальные расходы — на 0,35 пункта.

Вероятность реализации этого сценария будет во многом зависеть от доходов государства, считает главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик. «Если мы, действительно, увидим цены на нефть от 95 до 100 долларов за баррель, тогда вполне вероятны значительные дополнительные доходы, которые можно направить в том числе на инфраструктуру и финансирование национальной экономики», — утверждает он. В этом случае все «статьи могут быть профинансированы в полном объеме без сокращений».