Несмотря на вмешательство премьера РФ Владимира Путина, частному автозаводу «ТагАЗ» так и не удалось договориться о реструктуризации долгов с госбанками, что окончилось подачей иска о банкротстве компании.

Завод проектной мощностью более 300 тыс. автомобилей в год, выпускающий в том числе популярную дешевую иномарку Hyundai Accent, мог бы постепенно гасить долг, составляющий сейчас около 14 млрд рублей, если бы не острая нехватка оборотных средств, рассказал в интервью Reuters председатель совета директоров Тагаза Михаил Парамонов, структуры которого, по данным СМИ, контролируют компанию.

«Мы подали иск о банкротстве, чтобы защититься от претензий кредиторов, — сказал Парамонов по телефону. — Сейчас все, что мы получаем, уходит им, а без оборотных средств завод, как известно, работать не может».

ТагАЗ тяжело перенес кризис, в несколько раз снизив объемы производства из-за резкого спада спроса на рынке и высокой стоимости поставляемых из Кореи комплектующих для сборки автомобилей и накопив гигантские долги.

«В кризис долг достигал 24 миллиардов, но нам удалось договориться с большинством банков и снизить долговую нагрузку», — сказал Парамонов.

Основная часть долга «ТагАЗа» приходится на банки с госучастием: им компания должна в общей сложности 11,4 млрд рублей, в том числе 5,7 млрд — ВТБ, 2,7 млрд — Сбербанку и 3 млрд — Газпромбанку.

В декабре прошлого года Путин объявил о реструктуризации кредита «ТагАЗа» перед госбанком ВТБ на сумму 5,8 млрд рублей, сообщив о снижении процентной ставки вдвое. Со Сбербанком «ТагАЗ» урегулировал отношения еще в марте 2011 года, реструктуризировав кредит на 6,5 млрд на пять лет со снижением ставки.

«Единственная причина небольшого объема производства — нехватка оборотных средств из-за требований банков», — сказал Парамонов.

«Очевидно, что такие действия (иск о банкротстве) со стороны владельца предприятия нарушают логику подписанного в начале декабря прошлого года меморандума о реструктуризации долгов, — говорится в комментарии ВТБ, опубликованном на сайте банка. — Банк ВТБ будет добиваться взыскания долгов с завода в рамках российского законодательства».

Долг «ТагАЗа» не был просроченным до момента подачи иска о банкротстве, переговоры о его реструктуризации ведутся уже несколько недель, сообщил Reuters представитель пресс-службы Сбербанка. «В связи с подачей иска о банкротстве банком будут осуществлены мероприятия по возврату средств в рамках действующего законодательства», — говорится в комментарии.