Российская экономика сократится в этом году на 3% после роста на 0,6% в 2014-м, а инфляция в среднем за год достигнет 15,8% против 7,8% по итогам прошлого года. Такие цифры приводятся в опубликованном Министерством экономического развития в понедельник прогнозе социально-экономического развития РФ на 2015 год.

«По прогнозным оценкам, российская экономика в 2015 году вступит в полосу затяжного спада», — отмечается в документе.

МЭР указывает, что замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне. «По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего связанных с трудовыми ресурсами. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре ВВП и, как результат, уменьшение ресурсов для инвестиционного роста», — объясняют экономисты. В итоге инвестиционная пауза затянулась, а в 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: «Эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года привели к росту неопределенности, сокращению доходов и резкому ухудшению бизнес-уверенности. Ограничение доступа к международным рынкам капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что еще в большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции».

В МЭР считают, что одним из ключевых факторов негативной экономической динамики в 2015 году станут ограничения, связанные с потребительским спросом. В 2014 году этот фактор еще не успел проявиться, так как население, пытаясь избежать инфляции, предпочитало тратить деньги, а не сберегать. Но по мере дальнейшего снижения реальных доходов населения эти тенденции начнут проявляться все более отчетливо, ожидают эксперты.

МЭР предсказывает россиянам сокращение реальных зарплат в среднем на 9,6% (после роста на 1,3% в 2014 году), реальных располагаемых доходов — на 6,3% (динамика 2014-го — минус 1%). В МЭР объясняют, почему в 2015-м снижение зарплат будет заметнее, чем в кризисном 2009-м (3,5%): это во многом связано с динамикой заработной платы в бюджетном секторе, которая продолжит замедляться в связи с сокращением финансовых возможностей бюджетов.

МЭР отмечает, что, хотя в 2015 году темпы роста кредитования населения перейдут в область отрицательных значений, необходимость обслуживания кредитов, взятых в прошлые периоды, станет дополнительной нагрузкой для россиян, что в условиях ограниченности ресурсов отрицательно повлияет на реальные располагаемые доходы. Несмотря на компенсацию дополнительных инфляционных издержек для наиболее уязвимых категорий граждан, сокращение реальной заработной платы и доходов населения приведет к росту уровня бедности с 11% в 2014 году до 12,4% в 2015-м.

По прогнозам министерства, ухудшение экономической ситуации, ожидаемое в 2015 году, приведет к росту безработицы и сокращению занятости. Однако масштабы высвобождения работников будут менее значительными, чем в период кризиса 2008—2009 годов, так как, во-первых, наблюдаемое в течение последних лет существенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте будет сокращать предложение трудовых ресурсов, а во-вторых, ситуация во многих отраслях экономики сейчас существенно лучше (химия, нефтехимия, металлургия); определенное конкурентное преимущество получили и отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Уровень безработицы в 2015 году может составить 6% от экономически активного населения (рост численности безработных на 434 тыс. человек), численность занятых сократится на 593 тыс. человек до 67,4 млн.

Между тем принятый правительством пакет антикризисных мер поможет добиться сокращения глубины спада в 2015 году по ряду важнейших макроэкономических показателей, подчеркивают в МЭР. Так, совокупность мер по поддержке уязвимых слоев населения, даже при незначительном увеличении связанной с этим инфляции, обеспечит дополнительный прирост реальных доходов населения примерно на 1,1 процентного пункта. А совокупное сокращение ВВП, прогнозируемое сейчас, на 0,9 п. п. меньше, чем ожидалось бы без учета антикризисных мер.

При среднегодовой инфляции в 2014-м на уровне 7,8% индекс потребительских цен на конец года по отношению к декабрю-2013 составил 11,4%, а рост цен на продовольственные товары оценивается в 10,1% и 15,4% соответственно (среднегодовой и декабрь к декабрю). Инфляция стала набирать темп с августа после введения контрсанкций по ограничению продовольственного импорта, к которым в последующем присовокупился эффект от девальвации рубля, резко усилившийся в конце года на фоне падения рубля в декабре, напоминают чиновники.

«По предварительной оценке, в I квартале инфляция в среднем за месяц составит 2,2—2,3%. Пик инфляции за годовой период примерно в размере 17—17,5% придется на конец I — II квартал. При этом во II квартале среднемесячный темп замедлится более чем вдвое, до 1%, в условиях стабилизации курса рубля и растущих спросовых ограничений. Во втором полугодии рост цен существенно замедлится вследствие значительного сжатия платежеспособного спроса. К концу 2015 года инфляция составит 12—12,4% (в расчетах принято 12,2%). В среднем за год инфляция составит 15,8% к предыдущему году», — говорится в макроэкономическом прогнозе.

Основные инфляционные риски превышения данного прогноза остаются высокими и связаны с возможным дальнейшим ослаблением рубля при его волатильной динамике, признают в МЭР.

Пока же среднегодовой курс американской валюты министерство прогнозирует на уровне 61,5 рубля за доллар (средний курс 2014 года — 38 рублей за доллар).

Объем инвестиций в основной капитал, сокращение которого зафиксировано еще в 2013 году (на 0,2%), уменьшился в 2014-м на 2,5%, а в 2015-м негативная динамика усилится до минус 13,7%, ожидают в министерстве. При этом антикризисные меры правительства, по оценкам Минэкономразвития, приведут к увеличению инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования примерно на 2 п. п. по сравнению с вариантом прогноза, не учитывающим эти меры.

В промышленности спад в этом году составит, по оценкам МЭР, 1,6% (после роста на 1,7% в 2014-м), в розничной торговле — 8,2% (в прошлом году был рост на 2,5%). Экспорт, как ожидается, может сократиться на 0,1% (динамика прошлого года — минус 0,6%), импорт — на 33,9% (после сокращения на 8,6% в 2014-м).

Уменьшение стоимостных объемов экспорта, связанное со снижением цен на нефть, и сокращение спроса на импорт приведут к уменьшению профицита торгового баланса со 186 млрд долларов в 2014 году до 137 млрд в 2015-м, прогнозирует МЭР. В то же время профицит счета текущих операций практически не изменится и составит 56 млрд долларов по сравнению с 57 млрд в прошлом году. Ослабление национальной валюты (снижение реального эффективного курса на 21%) сдержит нарастание дефицита счета текущих операций платежного баланса, отмечается в документе.

Нормализация делового климата в стране и сокращение выплат по внешнему долгу приведут к постепенному замедлению оттока капитала в 2015 году до 115 млрд долларов (со 152 млрд в 2014-м), говорится в макропрогнозе.

Прогноз-2015 разработан исходя из среднегодового уровня цен на нефть сорта Urals в 50 долларов за баррель, среднеконтрактной цены на газ — в размере 222 долларов за 1 тыс. кубометров.

Изменение основных показателей макроэкономического прогноза на 2015 год по сравнению с ранее одобренным прогнозом при подготовке федерального закона от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» приведет к существенной корректировке доходов федерального бюджета на 2015 год относительно параметров, учтенных в законе о бюджете, констатирует МЭР.

Так, доходы федерального бюджета в 2015 году в номинальном выражении снизятся на 2,354 трлн рублей относительно закона о бюджете (в том числе за счет снижения нефтегазовых доходов — на 2,11 трлн, за счет ненефтегазовых — на 244 млрд).

В соответствии с действующими бюджетными правилами расходы федбюджета в номинальном выражении в 2015 году не могут быть меньше объемов, утвержденных в законе о бюджете. В результате сокращения ВВП в номинальном выражении расходы федерального бюджета увеличатся до 21,2% ВВП, или на 1,2 п. п. от ВВП.

Дефицит бюджетной системы РФ в 2015 году оценивается на уровне 4,6% ВВП. Дефицит федерального бюджета прогнозируется на уровне 3,8% ВВП, а ненефтегазовый дефицит — на уровне 11,5% ВВП. «В связи с напряженной геополитической обстановкой в мире, а также со сложной макроэкономической конъюнктурой в мировой экономике возможности федерального бюджета по выходу на внешние и внутренние рынки капитала будут в 2015 году сильно ограничены. Кроме того, на текущий момент велики риски по неисполнению программы приватизации федерального имущества на 2015 год. Таким образом, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015 году будут являться средства Резервного фонда, объем которого в текущем году снизится до 3,2% ВВП с 6,8% ВВП на начало года», — говорится в документе МЭР.