Колебания курсов валют отрицательно сказываются на личном благосостоянии россиян, однако граждане теперь менее склонны скупать в панике доллары и евро. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований в апреле 2015 года.

Как выяснило НАФИ, опросив 1,6 тыс. человек в 132 населенных пунктах 46 регионов РФ (статистическая погрешность исследования оценивается не более чем в 3,4%), доля граждан, имеющих накопления в иностранной валюте (в том числе вклады и наличность), сократилась за полгода практически вдвое — до 10% с 19% в октябре-2014. При этом в Москве валютные сбережения имеются у гораздо большего числа граждан, хотя доля также снизилась по сравнению с октябрем — с 31% до 24%.

С 88% в октябре 2014-го до 92% в апреле 2015-го выросла доля граждан, не предпринимавших в последние полгода никаких действий по обмену иностранной валюты на фоне курсовых колебаний. Так, только 2% за последние месяцы покупали инвалюту, менее 1% — продавали, в то время как полгода назад и та, и другая доли были в два раза выше. Еще 2% респондентов сообщили, что стали активнее совершать покупки в рублях.

Демонстрируя ослабление интереса к иностранной валюте, опрошенные чаще отмечают, что изменение курса рубля негативно сказывается на их личном благосостоянии (67% в апреле 2015-го против 43% в октябре 2014-го), а доля тех, на чьих финансах изменение курса рубля не отражается, уменьшилась с 47% до 28%. При этом по 1% респондентов в октябре и апреле сказали, что на их благосостоянии курсовые колебания отражаются положительно.

«Постепенно снижающиеся после октябрьского скачка курсы доллара и евро сдерживают интерес граждан к иностранным валютам. В целом население почти всегда реагирует на изменение курса с опозданием, если это происходит быстро, и почти совсем не предпринимает никаких действий, когда он меняется медленно. В первую очередь это связано с тем, что люди реагируют не только и не столько на изменения, сколько на скорость, с которой они происходят. Резкие перемены при неблагоприятном информационном фоне заставляют потребителей действовать — скупать или тратить валюту или наличные рубли, избавляться от сбережений или оформлять займы, причем не всегда подобная активность приносит пользу. Также подобные ситуации приводят к тому, что потребители начинают держать денежные средства вне финансовых учреждений и в отечественной валюте, чтобы успеть потратить их, если снова возникнет неблагоприятная ситуация», — комментирует руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.