Наиболее востребованная со стороны компаний банковская услуга — интернет-банкинг, а зарплатные проекты менее популярны и чаще распространены среди крупных предприятий. Это выяснило у предпринимателей Национальное агентство финансовых исследований.

Более половины респондентов (56%) указали, что пользуются системами дистанционного банковского обслуживания («Интернет-банк», «Клиент — банк»). У средних организаций по численности сотрудников доля составила 72%, у малого бизнеса — 49%.

Вторая по распространенности среди бизнеса услуга — кредитование: его упомянули 26% руководителей (отдельно у малых предприятий — 25%, у крупных — 33%).

Зарплатные проекты имеют только 18% предприятий, и такая банковская услуга — третья по популярности среди бизнеса, отмечается в сообщении НАФИ. Этим сервисом значительно чаще пользуются крупные организации (45%), чем средние (31%) и малые (10%).

Услугами лизинга пользуются 6% компаний, банковскими гарантиями — 5%, срочные депозиты и услуги по инкассации наличности выбирают по 4% предпринимателей, валютный контроль и эквайринг — по 3%. Представители крупного бизнеса обращаются за такими услугами, как лизинг, инкассация и международные расчеты, чаще — 12%, 21% и 9% соответственно.

Факторинг и депозиты овернайт — наименее распространенные среди бизнеса банковские услуги, ими пользуются лишь по 1% предприятий, узнало НАФИ.

Ответы участников исследования показали, что в ближайший год они намерены пользоваться указанными услугами в том же объеме.

Руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич обращает внимание на то, что «существуют географические различия в структуре пользования финансовыми услугами. Так, доля пользователей кредитными продуктами выше на юге России, Урале, в Поволжье и на Северном Кавказе, в то время как пользование зарплатным проектом и эквайрингом в большей степени свойственно бизнесменам Сибири и Дальнего Востока».

По ее словам, «указанные различия в потребительском поведении объясняются разной отраслевой структурой предприятий и культурными особенностями»: в частности, «в случае с южными регионами в структуре МСП выше доля компаний, занятых в секторе сельского хозяйства. Ввиду специфики своей деятельности они чаще вынуждены обращаться за кредитными продуктами по причине более высоких рисков, связанных с сезонными факторами. Кроме того, у данного сегмента больше возможностей получить кредит по причине приоритетности указанного сектора для государства, в особенности на фоне объявленного импортозамещения».

«Ориентация на пользование эквайрингом и зарплатным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке объясняется более высоким спросом населения на безналичные платежи, формирующимся под влиянием восточных соседей — Южной Кореи и Китая, уровень технологического развития которых значимо выше», — добавляет Стасевич.

Опрос проведен в июне 2015 года. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро-, малого, среднего и крупного бизнеса в восьми федеральных округах России. Статистическая погрешность не превышает 4,4%, указывают в НАФИ.