Из-за сложной ситуации в российской экономике бюджетный процесс в 2015 году может быть изменен, рассказали «Ведомостям» два высокопоставленных чиновника. По их словам, вместо трехлетнего бюджета в Госдуму может быть внесен бюджет только на 2016 год — с таким предложением выступил финансово-экономический блок правительства, и возражений в Кремле это не вызвало.

Закон о бюджете на три года принимается с 2006-го. «Трехлетний бюджет — это бюджет долгосрочной устойчивости и снижения зависимости экономики от нефти и газа», — говорил Алексей Кудрин, занимавший тогда пост министра финансов. Но сейчас чиновники решили, что трехлетний бюджет, напротив, может создать риски: если реальность окажется хуже прогноза, возникает угроза секвестра, а при слишком консервативном подходе под нож могут пойти расходы на экономику, что окончательно подорвет инвестиционный рост.

Один раз правительство уже отказалось от трехлетнего плана — бюджет на год принимался в 2008-м. Ситуация по неопределенности сопоставима с прошлым кризисом, признает федеральный чиновник. Осложнение геополитической ситуации, возможность усиления санкций, нестабильная сырьевая конъюнктура, курсовые «качели» и торможение Китая — влияние всех этих факторов невозможно оценить на три года вперед, признают собеседники «Ведомостей». Бюджет же на год «будет иметь хоть какую-то связь с реальностью», любые параметры на 2017—2018 годы были бы взяты с потолка, заключает федеральный чиновник.

Также предлагается задержать подготовку бюджета и внести его в Госдуму не 1 октября, как положено по Бюджетному кодексу, а почти на месяц позже — 25 октября, говорят собеседники газеты; для этого придется вносить поправки в кодекс. Возможна негативная реакция Госдумы, опасается один из них.

«Минфин банально не успевает», — говорит один из чиновников: споры в правительстве до сих пор продолжаются. Обычно к 1 сентября уже готов проект бюджета, по крайней мере пройдены все развилки. Но из-за скачков цен на нефть и изменения ситуации в экономике макропрогноз был обновлен слишком поздно и до сих пор не утвержден. Все еще не заложен фундамент бюджета — исходя из какой цены на нефть его верстать. По новому базовому макропрогнозу Минэкономразвития, в 2016 году нефть марки Urals будет стоить 55 долларов за баррель, в 2016—2017 годах — 60. В консервативном прогнозе цена составляет 40 долларов на все три года, и именно исходя из этого сценария Минфин предлагает планировать доходы. Разница между выпадающими доходами по консервативному сценарию и по июньским проектировкам огромна — 2 трлн рублей в 2016 году и 2,5 трлн в 2017-м, оценивала Александра Суслина из Экспертной экономической группы. По оценкам одного из чиновников, дополнительные выпадающие доходы при консервативном сценарии в 2017 и 2018 годах составят как минимум 953 млрд и 1,2 трлн рублей соответственно. Не приняты и принципиальные решения по расходам — например, на сколько индексировать пенсии: на 11,9%, 5,5% или 7%, чем покрывать «дыру» в бюджете.

По подсчетам Суслиной, в «спокойные», без экономических шоков, 2013—2014 годы разница между параметрами, заложенными в бюджете, и его исполнением составляла всего 2—3%. Зато в кризисный период вероятность ошибки растет, продолжает она: так, в 2009-м реальность отклонилась от прогноза на треть.

По словам Наталии Орловой из Альфа-Банка, суть прогноза не в том, сбылся он или нет, его цель — показать, что у правительства есть план действий, и тем самым дать сигнал рынку. Сейчас было бы правильнее взять негативный сценарий и разработать стратегию развития, считает она.