Россияне уже второй год подряд демонстрируют снижение интереса к кредитам и займам. Так, более половины респондентов назвали кредиты «долговой ямой», из которой трудно выбраться, хотя еще четыре года назад половина россиян считала кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни. Об этом сообщает исследовательский холдинг «Ромир».

Согласно исследованию, продолжает сокращаться доля россиян, которые брали и выплачивали кредиты за последний год. В этом году число незакредитованных россиян достигло показателя в 60% при 58% годом ранее и 44% в 2012-м. Однако о планах взять кредит в ближайшее время заявили 14% опрошенных, что немного больше, чем в 2015 году. Хотя до докризисных показателей 2012 года, когда планы на кредитование декларировал каждый четвертый россиянин, пока еще далеко.

На вопрос о том, чем для респондентов является кредит, как и год назад, 52% опрошенных ответили: «долговой ямой», из которой трудно выбраться. Треть респондентов (34%) назвали кредит необходимостью, если нужно сделать крупную покупку. А каждый десятый (9%) респондент назвал кредит нормальным средством повышения качества жизни. С прошлого года мнения россиян практически не поменялись, оставшись в «кризисном» стиле восприятия кредитов. Хотя еще несколько лет назад половина россиян относилась к кредитам куда более лояльно, называя их нормальным средством для совершения крупных покупок.

При ответе на вопрос о пользовании кредитами за последний год выяснилось, что доля россиян, которые не занимали деньги у банков, продолжает увеличиваться. Так, если в прошлом году такой ответ дали 55% опрошенных, то в этом году доля выросла уже до 60%. В остальном же востребованность кредитов осталась почти неизменной, но с тенденцией к сокращению.

Так, каждый четвертый россиянин (25%) заявил, что за последний год брал или продолжал выплачивать потребительский кредит. Годом ранее такой ответ давали 27% респондентов. А три года назад почти каждый второй участник опроса признавался в наличии у него потребительского кредита.

Кредит на неотложные нужды брали или выплачивали 8% респондентов. Именно этот вид кредитов с каждым годом теряет популярность, причем начало этой тенденции было положено еще до кризиса. А вот доля пользователей автокредитами и ипотекой остается стабильной: 8% выплачивают кредиты за автомобили, а 5% — за жилье.

Стоит также отметить, что до сих пор сохраняется определенная доля россиян, которые выплачивают сразу несколько кредитов. В этом году таковых было выявлено 6%, а в прошлом — 5%. Четыре же года назад мультикредитных респондентов насчитывалось порядка 17%, в 2010-м — 19%.

Что касается ближайших планов на кредитование, то они почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Если в 2015-м планировали в ближайшее время взять кредит 12%, то в этом году доля таких ответов составила 14%. Соответственно, об отсутствии планов на получение кредита заявили в 2016-м 83% опрошенных при 87% аналогичных ответов в прошлом году. Напомним, что еще в 2012-м желающих воспользоваться кредитами было вдвое больше — 26%.

Отметим, что планы на пользование кредитными программами разнятся в разных возрастных группах. Так, каждый пятый россиянин 25—44 лет заявил, что планирует взять кредит в ближайшее время. Тогда как среди россиян старше 60 лет интерес к кредитам вдвое ниже, чем в среднем по выборке.

Если говорить о критериях выбора кредитной программы, то приоритеты не сильно изменились с момента последнего опроса. Однако если сравнивать результаты текущего года с данными четырехлетней давности, то изменения становятся очевидными.

По-прежнему наиболее важным критерием является процентная ставка, об этом заявили 73% россиян. Каждый третий потенциальный заемщик (31%) обращает внимание на срок кредита. 18% респондентов назвали еще одним важным критерием максимальную сумму кредита. Этот фактор за последний год поднялся в рейтинге, обогнав такие характеристики, как возможность досрочного погашения кредита (15%), удобство погашения кредита (11%), минимальный набор документов для оформления кредита (14%).

В опросе приняли участие 1 500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах и сельской местности во всех федеральных округах.