Банковские услуги - в массы!

Дата публикации: 29.11.2011 00:00 Обновлено: 29.11.2011 13:46
3 481
Время прочтения: 5 минут

Популярность банковских услуг растет. И наиболее востребованными остаются пластиковые карты и регулярные платежи (оплата ЖКХ, телефона, штрафов и др.). При этом интерес к пластику со стороны населения уверенно увеличивается, а совершать платежи в банковском отделении россияне стали значительно меньше. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с Банком Хоум Кредит осенью 2011 г.

Пластиковую карту имеет почти каждый второй россиянин, и доля владельцев зарплатных карт среди них остается слишком высокой — 89%. Дебетовых карт, открытых по инициативе самого пользователя, пока немного — 12%. При этом наметилась тенденция к увеличению количества владельцев таких карт (рост за 2011 год составил 4 процентных пункта). И наибольший интерес к дебетовым картам на текущий момент проявляют жители средних городов в возрасте от 25 до 34 лет. Кредитками пользуются 8%.

Регулярные платежи — вторая по востребованности банковская услуга. Однако россиян, оплачивающих услуги ЖКХ, телефон или штрафы непосредственно в отделении банка, за 2011 год стало меньше на 10 процентных пунктов (п.п.). И основная причина тому — стремительное развитие альтернативных платежных каналов. Так, например, у населения появилась возможность совершать платежи через многофункциональные платежные терминалы или используя дистанционный банкинг.

Кредиты замыкают тройку наиболее востребованных банковских услуг — ими пользуется четверть населения. И большинство заемщиков традиционно предпочитают именно потребительский кредит. Автокредиты имеют 11% заемщиков. В отношении ипотечного кредитования наметилась тенденция к увеличению числа пользователей. Так, например, за 2011 год доля ипотечных заемщиков выросла с 7% до 11%. По мере роста уровня доходов увеличивается и доля тех, кто пользуется автокредитом или ипотекой. Доля заемщиков по потребительским кредитам с ростом благосостояния наоборот сокращается.

Вклад в банке имеет почти каждый пятый, а посещают банковское отделение для осуществления денежного перевода практически каждый десятый. Россиян, не пользующихся никакими банковскими услугами, за 2011 год стало меньше (22% в конце года против 26% — в начале).

Инициативный всероссийский опрос НАФИ и банка Хоум Кредит в октябре 2011 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Барабанова Юлия, директор по коммуникациям НАФИ: «Количество пользователей банковскими услугами на протяжении последних лет стабильно растет. Так, например, в 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), а в конце 2011 г. таких уже 78%. Однако лидируют по пользованию пока так называемые «пассивные продукты» — это зарплатные карты и текущие регулярные платежи. Другими банковскими продуктами россияне пользуются пока реже и меньше. И причин тому несколько. Во-первых, отдельные банковские услуги могут быть незнакомы и непонятны населению, а значит, чтобы разобраться в них требуется время, опыт и помощь. Во-вторых, определенные услуги не представлены в отдельных регионах и городах. Нельзя забывать и про незащищенные слои населения (молодежь, люди старшего поколения и малоимущие), для которых банковские услуги попросту недоступны в силу их невысокого уровня доходов. Однако при всех сдерживающих факторах интерес к банковским продуктам уверенно растет».

Юрий Андресов, заместитель председателя правления Банка Хоум Кредит: «Мы внимательно следим за банковским рынком и отмечаем, что Россия отстает от западных стран по числу банковских офисов и проникновению банковских услуг. Все это открывает банкам широкие перспективы развития на российском рынке. Так, например, не смотря на то, что число вкладчиков в целом по рынку остается стабильным, в нашем банке мы отмечаем значительный рост портфеля депозитов, среднемесячные темпы которого в 2011 году в 7 раз превышают рыночные. Отмечая повышение доли россиян, которые пользуются платежными терминалами и другими дистанционными каналами обслуживания, наш банк активно развивает сеть банкоматов и платежных терминалов, которые упрощают оплату кредитов и других услуг. Так, в 2011 году мы начали развитие терминальной сети, а число банкоматов в 2011 году увеличилось на 80%».

Таблица № 1. Структура пользования банковскими услугами*, % от респондентов.

Банковская услуга

Февраль 2011

Октябрь 2011

Пластиковые карты

43

46

Регулярные платежи

38

28

Кредиты

24

24

Вклады

18

18

Денежные переводы

8

8

Интернет-банкинг

1

1

Банковские ячейки

0

0

Ничего из перечисленного

26

22

* Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ, ХКФ Банк

Таблица № 2. Структура пользования пластиковыми картами*, % от владельцев пластика.

Банковская услуга

Февраль 2011

Октябрь 2011

Пластиковая карта для получения зарплаты, пенсии, стипендии

92

89

Оформленная лично Вами пластиковая дебетовая карта

8

12

Оформленная лично Вами кредитная карта

6

8

* Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ, ХКФ Банк

Таблица № 3. Структура пользования кредитам*, % от заемщиков.

Банковская услуга

Февраль 2011

Октябрь 2011

Потребительский кредит

88

89

Автокредит

13

11

Ипотечный кредит

7

11

* Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ, ХКФ Банк

Таблица № 4. Структура пользования вкладами*, % от вкладчиков.

Банковская услуга

Февраль 2011

Октябрь 2011

Текущий счет, вклад «до востребования»

64

67

Срочный вклад в банке, депозит

45

42

* Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ, ХКФ Банк

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме