Сбербанк в рамках интеграции последних зарубежных приобретений (турецкого DenizBank и восточноевропейского Volksbank International) намерен создать единую платформу, в рамках которой клиенты будут обслуживаться по домашним тарифам в любой стране присутствия группы. Об этом газете «Коммерсант» рассказал зампред правления Сбербанка Сергей Горьков. По его словам, речь идет как о корпоративных, так и о розничных клиентах. В частности, держатели дебетовых карт Сбербанка смогут снимать с них наличные без комиссий не только в России, но и за рубежом, в сети банкоматов «дочек» госбанка. В свою очередь клиенты дочерних банков за снятие наличных с дебетовых карт в России заплатят столько же, сколько платят в своей стране.

Для российских клиентов Сбербанка новшество может оказаться актуальным. По данным ЦБ, по итогам первого полугодия операции по снятию наличных составили 51,9% по количеству (1,36 млрд) и 85,4% по сумме (8,2 трлн рублей) от всех операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт. Данных о снятии россиянами наличных за рубежом нет, но, по словам Горькова, пилотный проект на территории стран СНГ показал эффективность: «Например, в Крыму, где много российских туристов, наши отделения имеют очень высокую проходимость, люди активно пользуются возможностью снять деньги с карты Сбербанка без комиссии, получить или совершить перевод».

Подобного эффекта, по словам Горькова, можно ожидать и в Турции, где также отдыхает большое число российских туристов. По данным Министерства культуры и туризма Турции, за восемь месяцев этого года страну посетило 2,69 млн российских туристов.

Сейчас помимо России Сбербанк присутствует в Турции (через DenizBank) и Европе (через Volksbank International): Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Словении. А также имеет «дочки» на территории СНГ: в Белоруссии, Казахстане и на Украине, филиал в Индии, представительство в Китае. Совокупное число отделений зарубежных банков Сбербанка — 1 300. Сбербанком выпущено более 85 млн карт, или около 40% от всех эмитированных в России банковских карт.

Крупные международные банковские группы, работающие в России, в большинстве своем не предлагают российским клиентам возможности обслуживания внутри группы за рубежом по домашним тарифам. Так, клиенты Райффайзенбанка (входит в австрийскую группу RBI), ОТП Банка (венгерская OTP), Росбанка (французская Societe Generale), Абсолют Банка (бельгийская КВС), снимая деньги в банкомате другого банка соответствующей группы, платят комиссии по тарифам, предусмотренным для клиентов сторонних банков. В скандинавской группе Nordea (в России представлена Нордеа Банком) внутри группы действуют льготные, но не домашние тарифы.

Исключением из опрошенных «Коммерсантом» банков, работающих в России и входящих в крупные международные группы, оказались Ситибанк (Citigroup) и ЮниКредит Банк (входит в итальянскую группу UniCredit). «Уже несколько лет для держателей пластиковых карт нашего банка действуют специальные тарифы — единые для большинства стран присутствия группы (условия распространяются на банкоматы банков группы UniCredit в 17 зарубежных странах)», — сообщил директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредит Банка Александр Вишняков. По его словам, это повышает лояльность клиентов, что позволяет предлагать им в отделениях за рубежом и другие услуги.

Идеи таких услуг у Сбербанка уже есть. «Мы рассматриваем сейчас возможность кредитования на приобретение недвижимости в ипотеку за рубежом в наших дочерних банках российских клиентов, — рассказал Горьков. — И VBI, и DenizBank имеют ипотечные продукты, и мы сейчас как раз думаем, каким образом скомбинировать возможности этих банков и желания наших граждан приобретать недвижимость за рубежом, в той же Чехии, Хорватии и Турции».