Уровень потребительской уверенности россиян немного повысился в I квартале 2015 года на фоне улучшения оценки благосостояния страны в совокупности с уменьшением девальвационных опасений и менее негативным восприятием текущей экономической конъюнктуры. Об этом свидетельствует обновленный «потребительский индекс Иванова» — введенный в оборот Сбербанком (аналитическим департаментом его инвестиционной структуры Sberbank CIB) индикатор, в котором центральный персонаж — условный Иванов — выступает в качестве «типичного представителя российского среднего класса».

Индекс рассчитывается раз в квартал. Он учитывает динамику таких показателей, как потребительские расходы, сбережения, потребительское поведение и уровень потребительской уверенности в целом.

Результаты последнего исследования предварительно указывают на восстановление индекса потребительской уверенности с минус 24% в IV квартале 2014 года до минус 22%. В свою очередь индекс национального благосостояния восстановился с минус 51% до минус 36%. Исследователи связывают это в первую очередь с уменьшением девальвационных ожиданий (ослабления рубля опасаются 38% потребителей по сравнению с 45% в прошлом опросе) и с тем, что потребители стали менее негативно оценивать текущее состояние экономики.

При этом индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до отметки минус 39% с 22% в IV квартале 2014-го. Произошло это после паники на валютном рынке и последующего бума продаж непродовольственных товаров в декабре, когда граждане пытались защитить свои сбережения от девальвации, поясняют аналитики. В результате отложенный спрос на товары длительного пользования был по большей части реализован.

В I квартале «Ивановы» значительно лучше оценивали перспективы рубля, выяснили исследователи: сейчас лишь 27% опрошенных ожидают дальнейшего ослабления валюты (по сравнению с 51% в декабре). В иностранной валюте респонденты хранят 21% сбережений, а 65% опрошенных в настоящий момент не планируют покупать валюту. «Очевидно, что это связано с меньшей волатильностью валютного курса и возросшей привлекательностью рублевых депозитов на фоне повышения процентных ставок и увеличения суммы страхового возмещения по банковским вкладам», — говорится в обзоре.

Помимо прочего отмечается, что, по наблюдениям «Ивановых», общая продуктовая инфляция ускорилась до 17,8%. Эксперты отмечают, что это ниже официальной статистики: по данным Росстата за март, годовой рост цен на продукты питания составил 23%. «При этом отпускные цены в магазинах, котирующихся на бирже розничных сетей, увеличивались медленнее: их годовой рост составил 14%», — указывается в докладе.

Исследование, которое по заказу Sberbank CIB проводит агентство Cint, по методологии близко к квартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС, однако охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Опрошены 2,3 тыс. граждан в возрасте 18—65 лет из 164 городов России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценивается менее чем в 2%.