Дочернюю лизинговую компанию Внешэкономбанка «ВЭБ-лизинг», которая является крупнейшим лизингодателем РФ, возглавит Александр Дымов из Сбербанка. Об этом газете «Коммерсант» рассказали источники на рынке железнодорожных перевозок и в банковской сфере.

Александр Дымов работал в Сбербанке с 1993 года, возглавлял аналитическое управление казначейства, управление налогового планирования. С 2010 года был председателем Северного банка Сбербанка, затем работал в блоке территориального развития Сбербанка. Как рассказывает источник «Коммерсанта» в банковской сфере, возглавивший ВЭБ 26 февраля Сергей Горьков привел с собой ряд менеджеров из системы Сбербанка, которые в качестве советников начали исследовать деятельность ВЭБа, их он представил через день после назначения. Дымов был в их числе, говорит собеседник газеты.

В Сбербанке изданию сообщили, что Александр Дымов уволился 25 марта. В ВЭБе не комментируют назначение. Два источника говорят, что формально новый глава «ВЭБ-лизинга» еще не назначен, но, добавляет один из них, дела он уже принял. Ряд источников в транспортной отрасли рассказали, что судьбой «ВЭБ-лизинга» активно, но неформально занимаются специалисты «Сбербанк Лизинга»; в «Сбербанк Лизинге» это не комментируют.

На посту гендиректора «ВЭБ-лизинга» Дымов сменит исчезнувшего с места работы с начала марта Вячеслава Соловьева, который был главой компании с момента ее покупки ВЭБом. Решение о развитии лизинга ВЭБ принял в 2008 году и приобрел у структур «Ростеха» ЗАО «Оборонпромлизинг». Компания была невелика, с активами около 8 млрд рублей, но за три-четыре года ВЭБ накачал ее деньгами — до 200 млрд рублей.

Вячеслава Соловьева коллеги по ВЭБу называют крайне закрытым человеком. «Себе на уме, но иногда крайне категоричен в суждениях», — говорит один из них. Другой источник «Коммерсанта» характеризует его как «технократа, четкого и грамотного менеджера». В ВЭБ он пришел с позиции первого заместителя гендиректора «ВТБ Лизинга». По данным источника газеты, сейчас Соловьев может находиться за границей.

Александру Дымову предстоит заняться аудитом проблемных активов «ВЭБ-лизинга» и их продажей в рамках стратегии ВЭБа по избавлению от непрофильных активов. Так, в рамках мероприятий по повышению финансовой устойчивости «ВЭБ-лизинга» предлагается продать железнодорожный парк (65 тыс. вагонов) и самолеты «Трансаэро». «ВЭБ-лизинг» был крупнейшим лизингодателем авиаперевозчика (35 самолетов, 63 млрд рублей), позже девять машин взял «Аэрофлот».

Судьба вагонов пока неясна: форма продажи не определена. Как говорит собеседник издания в отрасли, была идея продать парк Федеральной грузовой компании ОАО «РЖД», но от этого отказались. Два собеседника газеты рассказывают, что принято предложение продать вагоны на конкурсе. Сейчас у «ВЭБ-лизинга» почти 30 тыс. вагонов в лизинге у «Рэйлтрансхолдинга» Сергея Шпака, около 10 тыс. — у Первой грузовой компании Владимира Лисина и более 5,5 тыс.— у Трубной грузовой компании Александра Карманова. Но, по словам одного из собеседников «Коммерсанта», значительная часть парка отдана в лизинг на неизвестных новому менеджменту условиях, и сейчас Дымову предстоит трудная задача: локализовать парк, разобраться с реструктурированными нерыночными ставками (в некоторых случаях речь идет лишь о 150 рублях за вагон в сутки), понять срок действия этих льготных условий.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что приобретение «ВЭБ-лизингом» парка вагонов кредитовал в основном не ВЭБ: более половины кредитов приходятся на Сбербанк и Газпромбанк. В связи с этим, считает он, было бы разумно предложить часть вагонов лизинговым компаниям кредиторов. На рынке, говорит один из его игроков, не готовы приобретать вагоны по цене более 2 млн рублей за штуку, поскольку тогда для обслуживания лизинговых платежей нужна арендная ставка 1,2 тыс. рублей за вагон в сутки (реальные ставки на рынке — 550—600 рублей). Но если провести переоценку активов, то при стоимости вагона 1 млн рублей рыночной ставки хватит для окупаемости, считает он.