Информационно-аналитическое агентство Content Review представляет результаты периодического исследования роуминговых тарифов операторов РФ, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Исследование проводится два раза в год в весенний и осенний период и охватывает помимо России 20 стран. Целями исследования являются сравнение тарифов зарубежных и российских операторов, а также фиксирование изменений тарифов на роуминг и выявление тенденций в ценообразовании.

Как и предполагалось, 2015 год стал одним из самых тяжелых для российской туристической индустрии. Ранее потоки граждан РФ, отправляющихся на отдых, распределялись больше на международные направления с серьезным преимуществом Турции и Египта. События, произошедшие осенью 2015 года, привели к закрытию этих направлений, генерировавших до 50% всего туристического потока из РФ. Россияне переориентировались на внутренний туризм, в первую очередь побережье Крыма, однако инфраструктура курортов Краснодарского края в 2016 году будет загружена более чем на 90%, что оставляет востребованными и зарубежные поездки.

В ноябре 2015 года в исследовании Content Review предполагалось, что россияне в качестве зарубежных направлений выберут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Таиланд, Тайвань и т. д. Отчасти этот прогноз оправдался, однако данные направления стали пользоваться популярностью у жителей Сибирского и Дальневосточного регионов, тогда как из Центральной России стоимость перелета в страны Азии серьезно выросла. Так как методологией данного исследования определяется фиксация тарифов российских операторов для Москвы и области, во внимание были приняты их предпочтения в отношении зарубежных поездок. Как следствие, Египет, Турция и Китай были заменены на Испанию, Германию и Эстонию. По данным российских операторов, именно эти страны вошли в число наиболее популярных.

В анализ тарифов были включены как традиционные услуги связи (голосовые звонки и передача СМС), так и услуги передачи данных (мобильный Интернет). Абоненты, пользующиеся роумингом в зарубежных поездках, все меньше используют голосовые услуги, отдавая предпочтения мобильному Интернету. Голосовой трафик в роуминге в 2015 году снизился на 31% у «Билайна», на 25% у «МегаФона» и на 29% у МТС. В то же время трафик мобильного Интернета в роуминге вырос на 65% у «Билайна», вдвое у «МегаФона» и на 35% у МТС.

В ходе исследования было высчитано 40 позиций по расходам абонентов в роуминге с учетом как базовых тарифов, так и тарифов с применением опций, а также проведен сравнительный анализ изменения цен на услуги роуминга по состоянию на апрель 2016 года в сравнении с показателями в ноябре 2015 года.

Самые выгодные роуминговые тарифы предлагает «Билайн» (39 из 40 позиций). Оператору удалось укрепить лидерство благодаря переходу на единые тарифы, без разделений на базовые и опциональные. Особенностью тарификации «Билайна» является пакетный подход – абонент, пользующийся услугами связи, платит за минимальный пакет минут или мегабайт в те дни, когда использует услуги.

Tele2 удержал вторую позицию в рейтинге операторов с наиболее низкими тарифами. С ноября 2015 года оператор не менял тарифы и по-прежнему предлагает доступные тарифы для своих абонентов. При этом стоимость минуты в роуминге выше, чем у «Билайна», но за счет поминутной тарификации в рамках методологии исследования Tele2 демонстрирует хорошие результаты. К сожалению, стоимость мегабайта у Tele2 по-прежнему высокая.

За прошедший период многие зарубежные операторы изменили свои тарифы на роуминг в России (не стали корректировать цены лишь операторы Армении, Индии, Сербии, Таджикистана и Узбекистана).

В частности, итальянские операторы предлагают заградительные базовые тарифы в роуминге в России, при этом у операторов 3 и Wind есть опции, позволяющие сократить расходы на роуминг почти в 100 раз. В прошедшем периоде Telecom Italia повысил цены на Интернет в роуминге в России в 9 раз. Оператор Wind увеличил стоимость своей опции для роуминга в два раза, но это не сильно сказалось на итоговых расчетах, так как оператор предлагал и без того низкие тарифы, и корректировка цен скорее связана с изменением курса валют в межоператорских расчетах.

На Украине операторы Kyivstar и MTS значительно снизили стоимость опций, что привело к сокращению расходов их абонентов. Однако условия, предлагаемые их конкурентом lifecell, остались самыми выгодными для украинских абонентов.
Французский оператор SFR повысил все роуминговые тарифы на треть. Уровень цен оператора и раньше был скорее заградительным, чем доступным, не изменилась картина и после корректировки тарифов, вызванной волатильностью курсов национальной валюты.

Тарификацию роуминга предложил Vodafone. Оператор предложил абонентам платить ежедневно определенную сумму и тратить на услуги роуминга пакеты услуг из домашнего тарифа без доплат. Единственное ограничение – квота трафика, установленная на уровне 100 мегабайт в день.