• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все исследования

Сравнительный анализ тарифов операторов РФ, СНГ, ЕС и мира на услуги связи в международном роуминге (апрель-2016)

Исследования
Дата публикации: 18.04.2016 18:00
13 802
Время прочтения: 11 минут
Автор
Content Review,
Content Review
Источник
Banki.ru
​

Введение

Информационно-аналитическое агентство Content Review представляет результаты периодического исследования роуминговых тарифов операторов РФ, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Исследование проводится два раза в год в весенний и осенний период и охватывает помимо России двадцать стран. Целью исследования является сравнение тарифов зарубежных и российских операторов, а также фиксирование изменений тарифов на роуминг и выявление тенденций в ценообразовании.

Как и предполагалось, 2015 год стал одним из самых тяжелых для российской туристической индустрии. Ранее потоки граждан РФ, отправляющихся на отдых, распределялись больше на международные направления с серьезным преимуществом Турции и Египта. События, произошедшие осенью 2015 года, привели к закрытию этих направлений, генерировавших до 50% всего туристического потока из РФ. Россияне переориентировались на внутренний туризм, в первую очередь побережье Крыма, однако инфраструктура курортов Краснодарского края в 2016 году будет загружена более чем на 90%, что оставляет востребованными и зарубежные поездки.

В ноябре 2015 года в исследовании Content Review предполагалось, что россияне в качестве зарубежных направлений выберут страны азиатского-тихоокеанского региона, такие как Таиланд, Тайвань и т.д. Отчасти, этот прогноз оправдался, однако данные направления стали пользоваться популярностью у жителей Сибирского и Дальневосточного регионов, тогда как из центральной России стоимость перелета в страны Азии серьезно выросла. Так как методологией данного исследования определяется фиксация тарифов российских операторов для Москвы и области, во внимание были приняты их предпочтения по зарубежным поездкам. Как следствие, страны Египет, Турция и Китай были заменены на Испанию, Германию и Эстонию. По данным российских операторов, именно эти страны вошли в число наиболее популярных.

В анализ тарифов были включены как традиционные услуги связи (голосовые звонки и передача SMS), так и услуги передачи данных (мобильный интернет). Абоненты, пользующиеся роумингом в зарубежных поездках, все меньше используют голосовые услуги, отдавая предпочтения мобильному интернету. Голосовой трафик в роуминге в 2015 году снизился на 31% у «Билайна», на 25% у «МегаФона» и на 29% у МТС. В то же время трафик мобильного интернета в роуминге вырос на 65% у «Билайна», вдвое у «МегаФона» и на 35% у МТС*.

Значительный рост потребления мобильного интернета в зарубежных поездках стал следствием серьезного снижения цен на эту услугу мобильными операторами: до 5 рублей у «Билайна», до 10 рублей у МТС и Tele2, причем «Билайн» установил эту цену в качестве базового тарифа. Снижение потребления голосовых услуг подтолкнуло операторов к корректировке цен на эти услуги в роуминге. «Билайн» использовал опыт с тарификацией мобильного интернета в роуминге и снизил стоимость звонков в большинстве стран до 10 рублей за минуту, МТС снизил тарифы в Белоруссии и Казахстане. Оператор Tele2 изначально установил достаточно низкий тариф в 15 рублей за минуту, «МегаФон» базовые тарифы на эти услуги не менял.

Исследование проводилось на основе открытых и доступных источников, в частности, данных на сайтах операторов. Стоит отметить, что сайты российских операторов дают самую прозрачную и понятную информацию о тарификации в роуминге, тогда как на большинстве зарубежных сайтов получить информацию о базовых тарифах на роуминг до сих пор является нетривиальной задачей. В целом, операторы по всему миру создали отдельные разделы, посвященные роумингу и стараются информировать абонентов, выезжающих за рубеж, о возможностях экономить.

* https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/04/636241-poezdok-zvonkov

Тенденции в ценообразовании тарифов на роуминг

Роуминговые услуги остаются премиальными, достаточно дорогими по сравнению с обычными тарифами на связь. Рынок Европы жестко регулируется наднациональными организациями. Антикоммерческий характер такого регулирование привел к тому, что в Европейском Союзе было принято об отмене внутриевропейского роуминга летом 2017 года. Операторы ЕС уже сегодня начали масштабную подготовку к этим изменениям и у большинства из них стоимость услуг роуминга при поездках в страны ЕС снижена до требуемых Еврокомиссией пределов. Исключением является услуга мобильного интернета: операторы снизили ее стоимость, но установили ограничения по количеству трафика, которым может воспользоваться абонент в течение дня.

Главной тенденцией в отношении цен на роуминг в поездках в страны дальнего зарубежья как у европейских, так и у российских операторов стала пакетная тарификация услуг. Практически у всех операторов сегодня есть дополнительные опции, с помощью которых можно значительно сократить свои расходы, однако все чаще можно увидеть иной подход к тарификации услуг. «Билайн» с апреля 2016 года отменил разделение роуминговых тарифов на базовые и опциональные и ввел единую тарификацию как голосовых услуг, так и передачи данных в роуминге. Особенностью тарификации является ее шаг – абонент, воспользовавшись той или иной услугой, оплачивает определенный ее объем, доступный до конца дня. Схожая тарификация есть в Казахстане, Киргизии и Чехии. Это позволяет сделать стоимость услуг максимально низкой, но предполагает определенный уровень расходов абонента. Особенностью изменений «Билайна» стало то, что оператор сделал стоимость 10 рублей за минуту и 5 рублей за мегабайт в роуминге базовым, не требующим подключения тарифом.

Курсовая волатильность валют в течение 2015 года привело к тому, что цены операторов были скорректированы, как российских для абонентов, выезжающих за рубеж, так и зарубежных для абонентов, выезжающих в Россию. В большинстве случаев коррекция не превысила 30% и не затронула базовые тарифы. Исключением стал «Билайн», изменения тарифной политики которого привело к значительной коррекции базовых и опциональных тарифов, но в то же время и к уничтожению этого разделения.

Методология

В рамках исследования были проанализированы роуминговые тарифы операторов России, стран ЕС и ЕАЭС, а также стран, популярных среди выезжающих за рубеж россиян. Помимо этого, был произведен сравнительный анализ изменения суммы расходов по сравнению с результатами исследования, проведенного в ноябре этого года (результаты были опубликованы в декабре 2015 года). Для соблюдения релевантности сравнения, в основу методологии были взяты положения предыдущего исследования без изменений, за исключением замены ряда стран по объективным причинам.

В каждой из зарубежных стран в зависимости от насыщенности рынка для исследования были выбраны от двух до трех операторов.

Все расчеты производились с учетом следующих принятых положений:

• Абонент обслуживается по тарифам столичного региона (для России – Москва).

• Абонент отправляется в поездку сроком на 7 дней (для зарубежных операторов – поездка в Москву, Россия, для российских операторов – поездка в столицу страны-направления).

• За всю поездку абонент потребляет следующие традиционные услуги связи:
- 7 входящих звонков по 2 минуты каждый;
- 3 исходящих звонка по 2 минуты каждый (направление звонка – домашний регион страны, из которой прибыл абонент);

• 19 SMS.

• Ежедневно абонент потребляет 39 мегабайт мобильного интернета.

В рамках данного исследования не рассматриваются случаи самостоятельной оптимизации затрат на услуги связи при нахождении в зарубежных странах, включая:

• Оформление туристической SIM-карты;

• Оформление SIM-карты местного оператора;

• Использование Wi-Fi (общественного, платного и т.д.).

Расчет расходов абонента по базовым тарифам производился суммированием расходов на каждую услугу связи, отображенную в методологии. Расчет расходов абонента по тарифам с подключенными опциями производился в несколько этапов. На первом этапе рассчитывались расходы по возможным комбинациям подключенных опций. На втором этапе определялась комбинация опций с наименьшей итоговой суммой расходов. Следует отметить, что в нескольких случаях зарубежные операторы предлагали комплексную опцию, включающую пакет услуг, соответствующих методологии по объему. В этом случае в итогах была отображена лишь общая сумма расходов.

В расчет принимались лишь те опции, которые предполагают модифицирование цены услуги, но не ее механику. В частности, в расчетах не были учтены опции, предполагающие технологию callback вне зависимости от ее реализации (USSD-запросы, автоматический callback и т.д.).

Список стран и операторов, чьи тарифы были проанализированы в данном исследовании:

• Россия: МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2;
• Азербайджан: Azercell GSM, Nar Mobile, Bakcell;
• Армения: Beeline, VivaCell-MTS, Ucom (ex-Orange);
• Беларусь: MTS, life:), velcom;
• Болгария: Mobitel, GloBul, Vivacom;
• Германия: Vodafone, O2, T-Mobile
• Грузия: Geocell, Magti, Beeline;
• Индия: AirTel, Idea, Vodafone;
• Испания: Telefonica, Vodafone;
• Италия: 3, Telecom Italia, Wind;
• Казахстан: Tele2, Beeline, K'Cell;
• Кыргызстан: Beeline, MegaСom;
• Македония: One, T-Mobile, VIP;
• Молдавия: Modcell, Orange;
• Сербия: VIP, Telenor, Telekom Srbija;
• Таджикистан: Beeline, Babilon, Tcell;
• Узбекистан: Ucell, Beeline;
• Украина: Life, Kyevstar, MTS;
• Франция: Orange, SFR;
• Чехия: Vodafone, O2, T-Mobile;
• Эстония: Tele2, Telia, Elisa.

Все подсчеты произведены в рублях. Пересчет расходов из валют соответствующих стран в рубли был произведен по курсам ЦБ РФ 6 апреля 2016 года. Все тарифы операторов были зафиксированы по состоянию на 7-8 апреля 2015 года с учетом анонсированных изменений в тарифах оператора «Билайн» и «МегаФон», запланированных на середину апреля 2016 года. Расчет расходов на мобильный интернет производился исходя из утверждения, что 1 мегабайт переданных данных равен 1000 килобайтам.

Расчеты изменения расходов были произведены с учетом изменения курса валют и представлены в процентном отношении. Следует отметить, что отсутствие изменений расходов не всегда отражает отсутствие новых услуг и опций у операторов, участвующих в анализе, а лишь констатирует, что новых опций, услуг и тарифов, позволяющих абонентам еще больше экономить в роуминге, операторами не вводилось.

Основные выводы

Российские операторы

В ходе исследования было высчитано 40 позиций по расходам абонентов в роуминге с учетом как базовых тарифов, так и тарифов с применением опций, а также проведен сравнительный анализ изменения цен на услуги роуминга по состоянию на апрель 2016 года в сравнении с показателями в ноябре 2015 года. Исходя из занимаемых позиций по расходам, рейтинг операторов по расходам абонентов в роуминге:

1. «Билайн»
2. Tele2
3. «Мегафон»
4. МТС

Самые выгодные роуминговые тарифы предлагает «Билайн» (39 из 40 позиций). Оператору удалось укрепить лидерство благодаря переходу на единые тарифы, без разделений на базовые и опциональные. Особенностью тарификации «Билайн» является пакетный подход – абонент, пользующийся услугами связи, платит за минимальный пакет минут или мегабайт в те дни, когда использует услуги. Это позволило установить самые низкие цены на единицу услуги – 10 рублей за минуту и 5 рублей за 1 мегабайт переданных данных. При этом в случае, если абонент пользуется услугами «Билайн» в роуминге, он гарантировано защищен от эффекта bill shock, так как стоимость услуг относительно низкая и набрать «миллионные долги» невозможно.

Tele2 удержал вторую позицию в рейтинге операторов с наиболее низкими тарифами. С ноября 2015 года оператор не менял тарифы и по-прежнему предлагает доступные тарифы для своих абонентов. При этом стоимость минуты в роуминге выше, чем у «Билайна», но за счет поминутной тарификации в рамках методологии исследования Tele2 демонстрирует хорошие результаты. К сожалению, стоимость мегабайта у Tele2 по-прежнему высокая. Для улучшения своих позиций Tele2 следует либо снизить цены на услуги, либо ввести иной принцип тарификации.

«МегаФон» занимает третье место в рейтинге, при этом в большинстве стран он предлагает тарифы ненамного выше, чем у Tele2. Изменение в апреле 2016 года условий опции, которая позволяет принимать в день до 40 минут входящих звонков, безусловно, делает его привлекательным для тех, кто хочет оставаться доступным для звонков за рубежом, но, как показывает статистика, услуги голосовой связи в роуминге интересует все меньше абонентов. По данным пресс-службы «МегаФона», в 2015 году голосовой трафик в роуминге снизился на 25%. Тем не менее, «МегаФон» занимает первую строчку по расходам на роуминг на Украине.

МТС практически не изменил свои роуминговые тарифы. Исключением стали Белоруссия и Казахстан, где оператор скорректировал свои тарифы в сторону понижения. Тем не менее, МТС прилагает усилия к тому, чтобы огородить своих абонентов от эффекта bill shock и принудительно подключает опцию «БИТ за границей» всем новым абонентам. Это позволяет им платить за интернет в 50 раз меньше, чем по базовым тарифам, но все равно больше, чем тратят абоненты «Билайн» и Tele2.

Зарубежные операторы

За прошедший период многие зарубежные операторы изменили свои тарифы на роуминг в России. Не стали корректировать цены лишь операторы Армении, Индии, Сербии, Таджикистана и Узбекистана.

Азербайджанский оператор Azercell не предлагает опций для удешевления стоимости роуминговых услуг и, как следствие, снижение стоимости мобильного интернета в роуминге повлияло на оба расчета затрат абонентов.

Белорусский оператор МТС снизил как цены на голосовую связь, так и стоимость мобильного интернета в роуминге. На передачу данных снизил цены и velcom, а вот голосовые тарифы в роуминге у этого оператора подорожали. Оператор life:) и до этого предлагал крайне низкие для белорусского рынка роуминговые тарифы, а потому корректировка их в сторону повышения почти в полтора раза не помешало тому, что его абоненты в роуминге в России тратят в 10 раз меньше, чем абоненты МТС и velcom.

Грузинский оператор Geocell понизил стоимость опции мобильного интернета в роуминге на треть, но масштабно цены изменил лишь оператор Magti – почти в 100 раз. Теперь абоненты Magti тратят в роуминге в России почти столько же, сколько российские абоненты «Билайна» в Грузии.

Итальянские операторы предлагают предлагать заградительные базовые тарифы в роуминге в России, при этом у операторов 3 и Wind есть опции, позволяющие сократить расходы на роуминг почти в сто раз. В прошедшем периоде Telecom Italia повысил цены на интернет в роуминге в России в 9 раз. Оператор Wind увеличил стоимость своей опции для роуминга в два раза, но это не сильно сказалось на итоговых расчетах, так как оператор предлагал и без того низкие тарифы и корректировка цен скорее связана с изменением курса валют в межоператорских расчетах.

Все операторы Казахстана увеличили свои цены на роуминг в России за исключением Kcell, который хоть и повысил расценки на мобильный интернет в роуминге, но в то же время изменил опцию на звонки в роуминге таким образом, что абоненты стали тратить на них в полтора раза меньше.

В Киргизии «Билайн» ввел новый принцип тарификации звонков в роуминге, что привело к увеличению расходов абонентов в два раза. Однако, с учетов крайне низких тарифов, повышение нельзя назвать существенным. Равно как и снижение расходов абонентов MegaCom на те же звонки во время путешествия по России.

Македонский оператор One незначительно скорректировал базовые тарифы на голосовую связь в роуминге, при этом опций, снижающих расходы абонентов ни у этого оператора, ни у его конкурентов нет.

Оператор Moldcell ввел опцию для удешевления стоимости мобильного интернета для абонентов, путешествующих из Молдавии в Россию. Она снижает расходы на 60%, а вот корректировка опции на голосовые услуги повлияло на расходы незначительно.

На Украине операторы Kyivstar и MTS значительно снизили стоимость опций, что привело к сокращению расходов их абонентов. Однако, условия, предлагаемые их конкурентом lifecell остались самыми выгодными для украинских абонентов.

Французский оператор SFR повысил все роуминговые тарифы на треть. Уровень цен оператора и раньше был скорее заградительным, чем доступным, не изменилась картина и после корректировки тарифов, вызванной волатильностью курсов национальной валюты.

Тарификацию роуминга будущего предложил Vodafone. Оператор предложил абонентам платить ежедневно определенную сумму и тратить на услуги роуминга пакеты услуг из домашнего тарифа без доплат. Единственное ограничение – квота трафика, установленная на уровне 100 мегабайт в день.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

МРОТ растет: как  малому бизнесу адаптироваться
МРОТ растет: как малому бизнесу адаптироваться
20.06.2025
342
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
Новая утечка данных: что делать владельцам  iPhone
20.06.2025
2097
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
Что делать, если в путешествии перестала работать связь: подробная инструкция
19.06.2025
2056
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
Что такое нейросеть простыми словами: как работает и как ей пользоваться
17.06.2025
4089
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
«Больше не могу платить ипотеку»: что делать, чтобы не остаться без квартиры
16.06.2025
9439
Назвали самые опасные инвестиции. Тест: сможете ли вы избежать ошибок?
Назвали самые опасные инвестиции. Тест: сможете ли вы избежать ошибок?
12.06.2025
6446
«Я думала, все достанется мне» — к чему приводит неполное завещание
«Я думала, все достанется мне» — к чему приводит неполное завещание
11.06.2025
11324
Как сэкономить на перелете из Москвы в Санкт‑Петербург
Как сэкономить на перелете из Москвы в Санкт‑Петербург
11.06.2025
6280
«Не могу сменить пароль на "Госуслугах"»: что делать, если все пошло не так
«Не могу сменить пароль на "Госуслугах"»: что делать, если все пошло не так
09.06.2025
16848
Поймали двойника на ЕГЭ-2025: что грозит за подмену участника экзамена
Поймали двойника на ЕГЭ-2025: что грозит за подмену участника экзамена
08.06.2025
11557

Материалы по теме

Рейтинг российских банков за 2023 год
Топ-10 самых прибыльных вкладов на три месяца
Где оформить автокредит на подержанный автомобиль без первоначального взноса и каско: рейтинг Банки.ру
Рейтинг российских страховых компаний за 2023 год

Главная Новости Исследования Сравнительный анализ тарифов операторов РФ, СНГ, ЕС и мира на услуги связи в международном роуминге (апрель-2016)
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+